Перейти на главную страницу >>>
Жить не можем мы без шампанского и без пения, без цыганского…
По-видимому, из Европы в Россию скоро потянутся кибитки цыган. Тут деньги платят. Обустраивают. Помогают бизнес открыть на новой территории... Согласован комплекс мер, который должен улучшить материальное положение и имидж кочующего народа. Разработан и прошел межведомственные согласования комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыганской этнической общности в РФ на 2012–2014 годы. В конце сентября документ был утвержден межведомственной рабочей группой, после чего Минрегионразвития согласовало его с Минобрнауки, Министерством культуры и Министерством печати и массовых коммуникаций. Сейчас документ поступил на подпись к вице-премьеру Дмитрию Козаку. — Эта программа — исторический момент для цыган. Цыгане 500 лет живут в России, и впервые на правительственном уровне решаются их проблемы. Главная цель программы — интеграция цыганского народа в современное общество. Для этого утверждены специальные меры во всех значимых областях — в образовании, здравоохранении, СМИ, трудоустройстве, — рассказала «Известиям» один из авторов программы ведущий научный сотрудник Центра европейских и американских исследований ИЭА РАН, председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметр. Спецпрограмма, по ее словам, нужна для того, чтобы цыганский народ, численность которого составляет, по разным оценкам, от 180 тыс. человек до 1 млн, перестал быть обделенным на фоне остальных народов России, имеющих свои автономии и отдельные строки в бюджете. Важная проблема, которую должна решить программа, — это образование цыган. Из-за низкого уровня образования цыгане становятся неконкурентоспособными на рынке труда. При этом, по словам Деметр, нет ни одного цыганского ребенка, который не желал бы учиться, но для этого нет условий, отсутствуют школы рядом с цыганскими деревнями, нет транспорта для доставки детей и программ их адаптации. В итоге около 80% цыганских детей вообще не посещают школу или уходят из нее во 2–3 классе. Часто это происходит, потому что дети «не успевают» за сверстниками из-за плохого знания языка. Одна из мер программы предполагает организацию занятий русским для цыганских детей. Кроме того, процесс получения образования цыганскими детьми будут тщательнее курировать социальные службы. Также предусмотрены меры, которые обеспечат цыганам доступ к здравоохранению, трудоустройству и возможности для организации бизнеса — в частности, планируется помощь в развитии фермерских хозяйств. Должны быть решены и бытовые проблемы — цыганам, не имеющим паспортов, упростят их выдачу. Семьям, чьи дома не оформлены по закону, также помогут с легализацией жилья, поскольку в ряде деревень остро стоит вопрос о сносе цыганских домов. Но самое важное в программе, по мнению Деметр, — это то, что цыгане получат доступ к СМИ, что поможет разрушить «несправедливые стереотипы». — Сейчас СМИ не дают оправдаться цыганам при том количестве стереотипов, которые существуют. Один из главных состоит в том, что цыгане сами не хотят ни работать, ни учиться. На самом деле просто для этого не созданы условия, — объясняет Деметр. Чтобы доносить до населения правду о цыганах, будут организованы выпуски специального журнала и регулярных телевизионных программ. Эксперты согласны, что оставлять проблемы цыган без внимания нельзя. — Конечно, нужно проводить государственную политику в отношении цыган — 182 тыс. граждан России выброшены на обочину жизни. Их надо поддержать, дать возможности для развития — это может быть аграрный сектор или животноводство, надо над этим думать, — говорит доктор исторических наук Вячеслав Михайлов. При этом реализовать программу с административной точки зрения будет непросто, отмечает политолог Ростислав Туровский. — Проблема состоит в том, что у цыган нет территорий компактного проживания, помощь невозможно привязать к регионам и обеспечить софинансирование со стороны органов региональной власти. Получается, что задача ложится целиком на федеральный центр. По этой же причине неясно, какие общины станут получателями средств по этой программе, — отмечает он. При этом Туровский не уверен, что даже в случае применения действенного механизма реализации мер они окажутся полезными — политолог считает, что цыгане сами не очень заинтересованы в системных взаимоотношениях с властями. Президент фонда «Миграция XXI века», экс-замдиректора Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин сомневается в эффективности программы из-за пробелов в законодательстве. — У нас до сих пор не узаконено понятие национального меньшинства, хотя в Конституции оно употребляется. Это не дает возможность принять нужные программы регионального развития вместе с органами местного самоуправления. Без закрепления понятия национальных меньшинств отсутствуют возможности финансирования в развитие культуры, языка, СМИ. Кроме того, у нас плохо гармонируют между собой закон о местном самоуправления и закон о национальной культурной автономии. Нужно соединять два этих закона и работать на местах, — предлагает Поставнин. Скептическое отношение к возможности адаптации цыган в обществе у представителей правоохранительных органов. По их мнению, многих из них зарабатывают себе на жизнь продажей наркотиков, воровством и мошенничеством. Правоохранители считают, что многих цыган будет сложно заставить работать. — В этом году в Москве возросло количество краж, совершенными цыганами под видом сотрудников социального обеспечения. Полицейские задержали четыре преступные группы, в каждой из которых было по 3–4 человека, — рассказывает член общественного совета ГУ МВД России по ЦФО Ярослав Свинцов. — Некоторые из них покупали у врачей данные о болезнях граждан и информацию о месте проживания людей, а затем приходили к ним под видом медицинских работников продавать дорогостоящие лекарства — обычные БАДы. Другие цыгане просто под предлогом подарка от правительства проникали в квартиры и обворовывали жильцов. — Мошенничеством у цыган обычно занимаются женщины, а мужчины просто сидят дома и ждут наживы, — рассказывают сотрудники правоохранительных органов. — Причем женщины к преступлениям привлекают детей, даже к продаже наркотиков. Чтобы обезопасить себя от тюрьмы, героин, амфетамин и другие запрещенные вещества они передают их покупателям через несовершеннолетних. Как показывает зарубежный опыт, попытки наладить с цыганскими диаспорами конструктивные отношения у властей терпели неудачу. Так, Латвия пыталась интегрировать цыган в современное общество, потратив на это, по сообщению местной прессы, 1 млн латов. Но практической пользы ни одно мероприятие по интеграции не принесло. Франция пыталась покончить с проблемой кардинальным образом — разгоняя лагеря цыган, депортируя с выплатой им компенсации. Сегодня министр внутренних дел Франции Мануэль Вальс признал, что мера потерпела крах: приток мигрантов, желающих получить компенсации, увеличился. За год страна истратила на них €2,8 млн. http://rupolitika.ru/vnutpolitika/chechen-ustroili-teper-tsyigan/ Комментарий сайта СПО. Поскольку, как сказано в статье «…Проблема состоит в том, что у цыган нет территорий компактного проживания…», то теперь следует ожидать появления кроме этой, ещё одной проблемы - наличия у цыган территории компактного проживания. Успокаивает только то, что деньги, выделенные на обустройство цыганского народа будут несомненно распилены (Не олимпийские игры конечно, или скажем, оборонный бюджет, но то же неплохо). И следовательно эффект от этого этапа спецоперации по дерусификации русских территорий будет предельно ослаблен. В качестве иллюстрации приводим отрывок из книги И.Л.Солоневича «Народная монархия»: «Позвольте мне для иллюстрации одной из "национальных доминант" привести несколько анекдотический, но совершенно реальный случай: Осенью не то 1929, не 1930 года, на московских улицах появились цыгане несколько непривычного вида. На них, как обыкновенно, были какие-то ослепительно красные штаны, пронзительно зеленые кафтаны, иссиня-черные бороды — все, как полагается. Но, кроме того, они были вооружены новехонькими портфелями и автоматическими ручками, и разъезжали не на рваных своих телегах, а на советских авто. Вид у них был деловой и озабоченный. Никто не мог ничего понять. Потом выяснилось: это были довольно многочисленные члены Центрального Совета Цыганского Национального Меньшинства — организации, которой советская власть поручила работу по одомашнению их кочевых соплеменников. Центральный Совет приступил к своей культурной организационной работе и получил свою резиденцию. Резиденцией почему-то оказалось огромное и до сих пор пустовавшее здание крупнейшего ресторана России — "Яра". "Яр" же в свое время был воспет целыми поколениями русских пропойц аристократического происхождения, и до сих пор нет, кажется, ни одного крупного города в мире, где бы эмигрантские потомки этих пропойц не возродили бы этого славного имени. Русские рестораны под эти именем понатыканы везде. По древней репортерской привычке я зашел в "Яр". Стучали молотки и сновали цыгане. Шла великая социалистическая стройка. Ремонтировались запущенные отдельные кабийеты, ставились столы, развешивались портреты, основывался культурно-организационный центр советского цыганства. Потом этот центр населился машинистками, бухгалтерами, завами и помзавами и даже мне как то было предложено развивать спорт среди угнетенной цыганской национальности. На эту тему я вел кое-какие переговоры с обладателями красных штанов и кожаных портфелей. Наконец Центральный Совет был отремонтирован и пущен в ход. Все было, как и во всякой советской лавочке: все бегали из комнаты в комнату и все делали вид, что что-то делают — делать же было совершенно нечего. Машинистки и бухгалтеры были русские, ответственные работники были цыгане, а надо всем этим, где-то почти незримо околачивалось несколько политических комиссаров ВКП(б). Обладатели красных штанов заседали в отдельных кабинетах и томились, как рыба на суше. Я написал длинный и совершенно идиотский проект о развитии спорта среди трудящихся цыганских масс, и ответственные работники одобрили его, не читая: грамотных из них не было ни одного. Юные цыганки и цыгане шмыгали по коридорам и вели таинственные беседы на никому не понятном языке. Это было самое странное советское заведение, какое я видел на всех территориях СССР. В этом заведении был основан и буфет, как и во всяком другом. Потом кто-то более оборотистый, чем я, организовал при культурно-просветительском отделе Центрального Совета любительский хор. Потом в буфете, или точнее, из-под буфета стала продаваться водка. Потом, в силу огромности задач и краткости сроков была установлена ночная смена. Новый "Яр" стал до странности напоминать старый. В отдельных кабинетах ответственных работников выступали цыганские хоры культурно-просветительского отдела, и портреты Маркса-Ленина-Сталина изумленно взирали на реставрацию старых социальных взаимоотношений: Мы не можем жить без шампанского и без пения без цыганского. Мои скромные проекты перестали вызывать чей бы то ни было интерес. Но они все-таки давали право на законное посещение буфета. Этим правом я пользовался редко: "Яр" находился на другой стороне города. Как то весной я очутился в окрестностях Центрального Совета и решил проведать буфет. Перед монументальным входом в цыганско-шампанский дворец стоял милицейский пост: "Вы куда?" Я объяснил. "Ваши документы!" — Я показал. "А теперь катитесь дальше", — сказал постовой. Я спросил: "Так в чем же дело?" И получил ответ: "Это вас не касается". Я настаивать не стал. Оказалось, что при первых же лучах весеннего солнца Центральный Совет Цыганского Национального Меньшинства в одну единственную ночь стройно и организованно распродал весь свой дворец и скрылся в неизвестном направлении. Были сорваны портреты со стен и кожа с кресел, сперты буфетные часы и брошены на произвол судьбы сочинения Маркса-Ленина-Сталина и культурно-просветительская литература, распроданы пишущие машинки и арифмометры. Личный и ответственный состав исчез совершенно бесследно: растворился в каком-то таборе и пошел кочевать, воровать и гадать по всем республикам СССР. Ни автомобилями, ни портфелями не соблазнился никто. Даже и ОГПУ махнуло рукой: где их теперь поймаешь? Да и какой смысл? Вот это и есть — цыганская доминанта, определяющая черта национального характера, по-видимому не истребимая даже и веками.”
|
|