Перейти на главную страницу >>>
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Председателя Главного Совета Союза Русского Народа Л.И. Дубровина Митрополиту С .-Петербургскому Антонию, Первенствующему Члену Св. Синода. Ваше Высокопреосвященство! 15 ноября сего года, в беседе с представителями Главного Совета Союза Русского Народа, Председателем коего я имею честь состоять, Ваше Высокопреосвященство впервые, наконец, ясно и определенно высказали свое отношение к русским патриотическим партиям, союзам, громадам, собраниям, разбросанным в числе свыше четырехсот по всей России и ныне объединившимися под именем "Объединенного Русского Народа". До настоящего времени Ваше Высокопреосвященство уклонялись от решительного осуждения патриотических организаций, а мы, их члены, в сознании чистоты и святости преследуемой нами цели, считали -прямо невероятным допустить , чтобы Первосвятитель Русской Церкви, будущий Патриарх Всероссийский, мог отрицательно и враждебно относиться к тем единственном в России политическим организациям, ныне объединенным , которые во главу угла своего политического исповедания поставили Святую Православную Веру. Мы просили Ваше Высокопреосвященство соверщить у нас в Союзе Богослужение, по случаю сооружения и освящения хоругви и знамени Союза; мы ждали и жаждали первосвятительского благословения. Для людей нашего духовного склада ведь это так понятно, как, наоборот, совершенно непонятно представителям наших либеральных партий, которые, под видом и предлогом веротерпимости и свободы совести, давно стали свободны и от Веры и от совести. Оказалось, к удивлению, все Ваши симпатии тяготеют к последним. На просьбу нашу Вы ответили отказом приехать лично, но обещали "командировать" викария. Да и это неприветливое обещание Вы поспешили еще более расхолодить и обесцветить: Вы тотчас же не преминули заявить, что для Вас безразличны все партии, что если бы к Вам обратились партии Мирного Обновления или 17 октября с просьбой помолиться, то и в этом случае Вы также командировали бы и к ним викария, ибо Вы, по словам Вашим, хотя программ этих партий не читали, но знаете, что они разрешены Правительством. В этом формально-бездушном отношении к текущей действительности и к современному положению дел в нашем Отечестве, Вы, по Вашим словам, находитесь "выше и вне политики". И тем не менее Вы тут же не нашли нужным скрыть свое отношение к патриотическим русским ,или, так называемым, правым партиям, и этим показали, что Вы не так мало осведомлены в политике и в группировке политических партий. Вы нам заявили: "правым Вашим партиям я не сочувствую и считаю Вас террористами: террористы-левые бросают бомбы, а правые партии, вместо бомб, забрасывают камнями всех с ними несогласных". Но, ведь я и наша депутация не спрашивали Вас, Владыко, о Ваших политических воззрениях, - Вы сами о них нам поведали. В то же время Вы хулили только патриотические правые партии, ничего не сказавши о других партиях, хотя и разрешенных Правительством. Очевидно, Вы им более сочувствуете. Ваше Высокопреосвященство! Я вынужден своим положением дать Вам ответ на Ваше жесткое и несправедливое слово, столь неуместное в устах Первосвятигеля по отношению к людям, ищущим покрова и утверждения Православия. Вы конечно понимаете, как трудно мне писать, как трудно подбирать выражения, мне, убежденному Православному Русскому человеку, в письменной беседе с Митрополитом. Я мучился, колебался - писать ли это письмо. Я решил было молчать, подавив в себе чувства негодования и обиды. И вот, на страницах бульварной газетки «Петербургский Листок» в №329 я читаю статейку, которая под видом защиты Вашего Высокопреосвященства от ожидаемых обвинений со стороны Союза Русского Народа, рисует пред нами ярко весь смысл Вашей деятельности в последние два года, а факт публичного, цинически наглого заявления, возросшего под покровительством Вашим Архимандрита Михаила о том, что он социалист, подтвердил все то, что приписывает Вам, в виде заслуги, "Петербургский Листок". Мы видим, что Ваше Высокопреосвященство своей деятельностью создали столь невозможное положение для верующих Русских людей, так обострили отношения между ними и официальной иерархией, которую Вы захолодили своим мертвящим бюрократизмом, что молчать долее значит совершать преступление. Я отвечаю. Ответ мой - вынужденный ответ. Я давний петербургский житель и знаю Ваше Высокопреосвященство последние двадцать лет в столице: Ваша служба и деятельность у всех на глазах. Ничем не выдающийся в науке, по отзывам товарищей, доцент Казанской Духовной Академии, получивший высшую богословскую степень только за новое, даже не переделанное, издание того же труда, который дал Вам и предыдущую ученую степень, против чего в свое время так горячо и справедливо протестовал в Синоде благочестивый_митрополит Иоанникий. Повидимому, судя по Вашим же словам и действиям, никогда не читавший иных газет, кроме либеральных и прогрессивных; составитель бездушных проповедей с выглаженными Фразами, не пробуждающими в верующих ни мысли, ни чувства; воспитанный в духе либеральных веяний 60 и 70-х годов, Вы, овдовевши, из профессорского фрака спокойно переоделись в рясу, но ряса не согрела Вас: и до сих пор Вы остались, в сущности, в том же фраке - бездушным, формальным исполнителем не духа, а буквы закона. Внешние обстоятельства для служебной карьеры Вам улыбались, и Вы быстро шли триумфатором, по ступеням иерархической лестницы, минуя заслуженных и поседелых иерархов, славных ученостью и умом, мужеством и даром проповедничества, как Амвросий, архиепископ Харьковский, славных молитвенным духом и заслугами миссионерскими, как Иркутский архиепископ Тихон , Томский архиепископ Макарий, Владимир, архиепископ Казанский; славных долголетним служением Церкви Божией, как Павел, бывший епископ Пензенский, Гурий ,Феогност, архиепископ Новгородский, благочестивый Герман, бывший епископ Кавказский, и многие другие старцы святители, выше которых и во главе которых Вы скоро стали, Вы поднимались на глазах умирающего Митрополита Исидора пользуясь особым благоволением придворных сфер, на виду у покойного Императора, Самодержавию и Заветам которого Вы теперь изменили, в царствование его Августейшего Сына, вступив в Союз с графом Витте, преступным провокатором, деятелем столь печальной известности. Умер старец Исидор, Вы стали архиепископом Финляндским; для Вас лично создали эту ненужную кафедру только для того, чтобы держать Вас в Петербурге. Вы были постоянной угрозой Митрополиту Палладию, Вашему отцу и благодетелю, от коего Вы приняли монашеский постриг. Престарелый святитель всюду видел Вашу личность и следы искусно подготовляемого Вашего влияния - во дворце, в учебных заведениях, в общественных местах; его душу Вы отравили терзаниями, ревностью и подозрениями в домогательстве его митрополичьего престола. Он умер, и его подозрения оправдались, Вы взошли бодро и необычайно быстро по ступеням амвона к его престолу, ничем особенным - ни личным благочестием, ни даром проповедничества, ни административным опытом; ни долголетним служением Церкви не заслуживши такого возвышения. Попрежнему придворные сферы Вам особо покровительствовали; обер-прокуратура Св.Синода стояла за Вас; даже бдительный взор испытанного государственного мужа К.П.Победоносцева, видел в Вас защитника Православия, Самодержавия и Русского народа. И как было не обмануться! При Императоре Александре III и в первые годы Царствования нынешнего Государя Вы ничем не выдавали своих старых свободных воззрений бывшего профессора и заурядного либерала 60 и 70 годов. Вы поддерживали направление К.П.Победоносцева,Вы проводили усердно все его меры; Вы везде стояли за исконные Русские начала; Вы были другом убитого доблестного Н.И.Бобрикова и говорили речь при его гробе, пока еще не торжествовала крамола. Потом уже ни о Чухнине, ни о Сахарове, ни о Слепцове, ни о Козлове, ни о Мине Вы таких речей больше не говорили. Напротив, в разразившееся лихолетье эти последние два года, Вы все более и более открывали свои планы и свои настоящие свободные, а не показные воззрения, с которыми теперь так услужливо ознакомил нас "Петербургскай Листок". Ваших викариев по митрополии Вы уже давно усердно проводите на все выдающиеся кафедры, создавая себе из них будущих сторонников: но особое покровительство за последнее время Вы оказываете только крамольникам из духовных: Антонина, бывшего в лечебнице для душевнобольных и подавшего прошение о снятии священного сана архимандрита, за либерализм, Вы поставили своим викарием; Исидора, запятнавшего иноческий сан и явившего себя сомнительными деяниями в Петербурге и на Кавказе Вы провели в епископы: воспитали Гапона;- поддерживали и доселе поддерживаете еретика Григория Петрова, на которого нет управы: ведь, он находит в Вас могучего покровителя и защитника! Вы воспитали 32 бунтовщиков иереев: обра тили постепенно "Церковный Вестник"' и "Церковный Голос" в революционные органы; Духовные академии введением автономии Вы обратили в революционные гнезда, наподобие светских высших учебных заведений. В Вашей Петербургской Духовной Академии возрос и был профессором еврей, архимандрит Михаил, открытый социалист. Вы его держали когда вся верующая Россия возмущалась его еврейскими брошюрками, растлевавшими Православие, пока, наконец, на днях в армяно-еврейской революционной газетке-"Товарищ" не появилось его вторичное печатное заявление о том, что он социалист, и пока в дело не вмешался Св.Синод. Все противоцерковное, противогосударственное в среде духовенства, как видите, выросло около Вас, пользовалось Вашим покровительством в столице, а внутри России, в надежде на Вашу поддержку, видя безнаказанность церковных бунтовщиков, подняло голову. Усиливалось освободительное движение, и Вы все более и более выдавали себя. За последние три года Вы развернули перед нами, простыми верующими Русскими людьми", картину таких деяний и воззрений Ваших, от которых нас бросает в ужас и холод. Все началось с несчастной Русской-Японской войны. Её позор подготовил и завершил Ваш близкий друг, граф Витте. I Что делали Вы во время этой войны? Вы, первосвятитель Русской Церкви! Вы стояли "выше и вне политики ! Страдал народ, умирали его сыны, лилась кровь, смута росла внутри, волновались окраины, неистовствовала печать, браня Царя и Правительства она мутила население издевалась над Верою, глумлением гасила патриотизм. .. Я помню картину, появившуюся в одном из журналов в начале войны; Русский народ, окруживший Царя, обнажившего меч, а впереди всех, в порыве вдохновения, фигура митрополита Антония, высоко поднявшего Святой Крест.. Вот каким хотели Вас видеть Русские люди, не евреи и освободители, радовавшиеся позору Родины, а Русские патриоты. Какою это оказалось иронией по отношению к Вам, Ваше Высокопреосвященство! Вы ездили на заседания, подписывали бумаги, принимали посетителей, - бездушная, формальная работа Ваша шла по прежнему в Синоде. Но Вы не явились к Царю, Вы не поднимали упавших в унынии душ Русских людей, Вы не согревали скорбных сердец, Вы не обратились к народу ни с единым призывом, Вы не призвали его к молитве и подвигу, Вы не ограждали его от развратностей. Вы были "выше и вне политики"! Покровительствуемый Вами Гапон поднял восстание рабочих. Покровительствуемый Вами Антонин в своих дерзких речах доказывал, что Самодержавие есть языческий строй жизни, растлевал священные догматы Святой Троицы, чтобы оправдать конституцию, звал и дозвался "Мордохаев" в Государственную Думу, а защитников и верных сынов Самодержавия он же сравнивал с поклонниками Далай-Ламы, целующими в хвост коня, на котором сидит их владыка. Дерзко он выбросил, наконец,из молитв, церковных о Царе слово "Самодержавный" и все-таки остался безнаказанным. Покровительствуемый Вами Петров сеял вражду, смуту искажал Евангелие, проповедуя в одно и то же время и толстовщину и призывая крестьян к погромам. Покровительствуемый Вами архимандрит Михаил, профессорствуя в Академии, воспитывал будущих пастырей и учителей духовно-учебных заведений в духе социализма. Вы опять молчали: - Вы стояли и «выше и вне политики»!.. Но бывают времена и обстоятельства, когда молчание имущего власть хуже открытой, самой ожесточенной проповеди неверия, измены и безумия. Только самый злобный враг Родины в дни внешней войны начнет заниматься внутренними реформами, этим занялся Витте, и к нему примкнули Вы. Граф Витте в роли спасителя Русской Церкви от "паралича!" Что может быть отвратительнее и чудовищнее этого зрелища!.. Но Вы читали в Комитете Министерств его записку; Вы, минуя Синод, отстранивши К.П.Победоносцева, воспользовались его болезнью, в Комитете Министров, в светском учрежде-нии, где сидели и иноверцы, стали обсуждать реформы Церкви, отменять духовную цензуру на разврат верующих; безмолвно соглашались на умаление Православия и торжество сект, раскола и иноверия. Только Воля Государя повернула дело и направила его к обсуждению в Синоде. О этих недоразумениях пострадала и идея Церковного Собора, для всех нас дорогого, пострадала и идея патриаршества, столь нам вожделенного, потому что эти идеи Вы выдвинули революционным путем и связали их с позорным именем Витте, который в них видел только средство более глубокого революцио-низирования Русского народа. При гласных и негласных пособиях гражданской и церковной власти, при Вашем безмолвиии и потакательстве рясофорным крамольникам, дело революции шло успешно: бунтовал «Потемкин», бунтовали запасные, бунтовали рабочие, бунтовали академии и семинарии, гибло народное достояние, поджаривая на горячих плитах Русских патриотов-рабочих, расстреливали губернаторов, солдат, казаков, полицейских: шайки грабителей врывались среди бела дня в банки и общественные учреждения, в винные лавки и почтовые конторы, на фабрики и заводы, в магазины и жилища частных лиц и, нагло угрожая смертью, и часто; зверски убивая, расхищали деньги и драгоценности. Прошло под такими знамениями и 17 октября. Русская жизнь целиком потекла под аккомпанимент револьверных выстрелов и свист разрывающихся бомб. Человеческая кровь полилась как вода. В это время, друг Вашего друга Витте, князь Оболенский, из акциза перешёл в синод и стал обер-прокурором. Это был Ваш единомышленник. Тут Вы не , стали "вне и выше политики!" Вы не протестовали против затей либерального обер-прокурора; Вы послушно, по его указке, писали послания, оправдывая умаление Царской Власти, пропускали безмолвно в синодальном органе "Церковные Ведомости" статьи, напоминавшие писания оскорбительных органов еврейского пошиба. Вы же, по указке князя Оболенского, постыдно передали на общественное глумление доблестного Московского мипрополита за правдивое слово, которым он осудил бунты и измены. О, история не забудет, как подписывался этот позорный и ложный акт осуждения мужественного пастыря; как без заседания Синода по домам его членов вынужденного под давлением, под Вашей подписью, собирались поодиночке, подписи членов Синода, не знавших, что подписываемое ими определение уже печатается в "Правительственном Вестнике" для успокоения общественного мнения! "Вы стояли "выше и вне политики!" Один ли митрополит Московский пострадал? Гнали и гонят всякое духовное лицо, если оно выступит открыто за патриотическое дело. Услали в Соловки игумена Арсения; изгнали из Москвы епископа Никона; изгнали из Ярославля о.Илиодора изгнали, опозорипи, лишили мест и должностей многих других патриотов из духовных лиц, имена которых я не хочу упоминать, чтобы не подвергнуть их опять злобе и мстительности духовных кадет. Патриотов гнали, Антонин же на месте; Сергей, служивший крамольникам кощунственную панихиду, по бунтовщику Шмидту на месте, и Вы его защищали даже тогда, когда у него обнаружилась в академии, по его вине, кража денег; Вы эти деньги пополнили; на месте и Исидор, который в течение 4 лет в трех епархиях не удержался в викариатстве и отовсюду переводился по усиленным просьбам епархиальных владык, не знающих, что делать с этим Вашим другом и приближенным, действующим в либеральных партиях, кадетствующим в "Нижегородском "Белом Знамени.", вопреки монархическим тенденциям его членов, похвапяющимся письмами Витте и Вашими проживающим во время частных приездов в Северную столицу на даче у митрополита Петербургского в качестве его друга, приближенного и единомышленника... Еще повторяю: все свободомыслящее и религиозное в среде церковных деятелей; все, склонившееся к политиканству в сторону левых и крайних партий, - всё это почему-то оказалось около Вас и укрывается теперь под Вашей защитой. Между тем, Вы "вне и выше политики!" Но, в таком случае, не умываете ли Вы руки подобно Пилату? И водою ли? Не кровью ли Русского народа?! Можно ли, в самом деле, при переживаемых обстоятельствах стоять "вне и выше политики?!" И Вы не стояли вне ее, но Вы имели свою политику, увы! пагубную для Русского духовенства, Вам подчиненного, и для Русского народа. Несчастное Русское духовенство, которое, в девяносто девяти случаях из ста, все сплошь национально, патриотично и предано Самодержавному Монарху, сбито с толку этой Вашей политикой. Оно по настоящее время еще не получило в сущности никаких разъяснений о том, какую политическую, партию поддерживать: оно, по Вашему мнению, тоже должно быть "вне политики". Но, ведь оно избирается в Государственную Думу, в Государственный Совет; оно во всем должно руководить народом, кроме...участия народа в выборах в Думу. Намеренно, под Вашим давлением и по казаниям князя Оболенского, по указаниям Витте духовенству нашему даны затемняющие дело разъяснения и указания, на чьей стороне стоять: стойте, мол, за тех, кто за Царя Православного и за Веру истинную. По-видимому, все здесь хорошо, но в сущности, - что это, как не высокой степени провокация! В то время, когда спор идет «о Самодержавии Царя», Вы подставляете вместо слова "Самодержавный" - "Православный", и на этом успокаиваетесь. Но, ведь в России не только Православный, но и Самодержавный Царь. Наименование Царя Самодержавным вошло в Основные Законы; сам Царь заявил, что его Самодержавие останется таким же, как оно было встарь; из церковных молений не выброшен этот дорогой для русского сердца титул Царя. И при всем том Ваше Высокопреосвященство, 16 октября сего года, когда епархиальный съезд духовенства и мирян Вашей епархии вырабатывал текст телеграммы Государю, - Вы не включили в текст телеграммы слово «Самодержавный», находя, что это "политика". Не слишком ли далеко Вы зашли в Вашей политике стоять "вне и выше политики"!? Один из членов съезда мирянин просил, молил съезд включить слово "Самодержавный" в телеграмму, просил занести его отдельное мнение об этом в протокол, ездил с председателем съезда к Вашему Высокопреосвященству - и остался ни с чем. Священники, отводя его в сторону, заявляли, что они с ним согласны, но...это, мол, неудобно, вероятно, потому, что может не понравиться митрополиту!.. Я оглашаю этот возмутительный факт, чтобы все видели и знали, какова политика "вне политики" у первенствующего митрополита и почему духовенство русское, в годину смуты, было остановлено в своем патриотическом порыве и бросило паству в разгар политической борьбы на произвол судьбы, по приказу и наказу свыше. Русское духовенство, по воле Государя, призвано в Думу и Государственный Совет. В Государственном Совете оказались и Вы, Ваше Высокопреосвященство. Но как только там нужно было"сказать ясное слово осуждения крамоле, Вы немедленно ушли из состава Государственного совета, сославшись на обилие дел Синодских, которых у Вас было гораздо больше в то время, когда Вы соглашались пойти в члены Государственного Совета, чем тогда, когда Вы от этого; звания отказались .Зато Вы милостиво принимали Огневых,Поярковых и Афанасьевых - крамольных иереев - членов Государственной Думы, из революционного ее состава. Вы не спросили о.Афанасьева, почему он подписал проект о свободе неверия. А в Предсоборном Присутствии Вы заявили, - Слава Богу, один против всего присутствия - о своем согласии с крамольной Думой в ее намерении лишить Православную Церковь ее первенствующего и господствующего положения. Газеты оповестили тогда, что Вы это делали из служения чистой евангельской идее самоотречения и по своей глубокой религиозности. Так, по крайней мере, об этом поведали газеты. Не по этой ли же идее Вы опозорили торжество открытия мощей Преподобного Серафима, предав гласности, на соблазн верующим, тайный по существу протокол осмотра останков Святого, как будто это был обычный полицейский протокол осмотра могилы. Не по этой ли идее Вы, письмом в "Новое Время" /новая форма поучительного слова первосвятительского, Вами открытая/, защищали мощи преподобного и ссылались при этом, для большей убедительности, не на слово Божие и учение Св.Отец, а на мнение либерального профессора. Мы же до сего времени полагали, что в вопросах религиозных, наоборот, профессора должны ссылаться на учительное и авторитетное слово первосвятителя. Не по этой ли также идее Вы, не сказавши даже поучения при открытии мощей Преподобного Серафима, скрылись от сотен тысяч Православного верующего народа, собравшегося к целебноносному источнику дивного старца и действительно излучавшего и видевшего множество чудес и исцелений, и, на соблазн России, поспешили искать себе исцеления и утешения у другого, для Вас более привлекательного, источника в веселом Кисловодске, по известной Вам и нам причине, Вами столь излюбленном. Да, там покойнее и веселее, чем среди серого святого Русскогр люда, заветным святыням которого: Православию, Самодержавию и глубокому народному патриотизму Вы не сочувствуете, стоя вне политики, и не только сами не сочувствуете, но и «хотящих внити» препятствуете, запрещая Русскому духовенству основывать, утверждать, укреплять и поддерживать отделы преданного Вере, Царю и Родине Союза Русского Народа. Для патриотов у Вас нашлось слово осуждения: они - террористы - они забрасывают камнями противников. Но на нашей совести, владыко, нет ни одного случая насилия: камней мы не бросали; между тем, для тех, у кого на совести бомбы, браунинги, грабежи и реки крови - для тех у Вас не нашлось слова осуждения, мы еще не слышали этого слова из уст нашего Первосвятителя !.. Что это? Из суждений Предсоборной Комиссии видно, что Вы уверенное надежно шествуете к Патриаршеству. Над каким же народом Вы будете патриархом? Ведь, создалось такое положение: народ шел к Вам, Вы от него; Вы идете к кадетам и всякого рода освободителям, а они от Вас. И кому же из святителей Русских вы захотели подражать? Святым Петру, Алексею, Ионе, Филиппу? Каким патриархам Вы подражали: Гермогену, Филарету, Никону? Но Никон, хотя и из полумордовского рода, хотя и загнанный в ссылку, и обиженный, не согласился все-таки пойти ни к бунтовщику Стеньке Разину, ни даже в Киев на святительство, ибо "не мыслил зла Царю Богоданному" /даже обидчику/ и народу Русскому. Не берете ли Вы примера с Игнатия, который, стоя некогда тоже "вне и выше политики".служил крамольникам Московским - Сигизмунду и Лже-Дмитрию - и помазал Марину? Ваше Высокопреосвященство! Как Русский патриот и Православный верующий чело-век, Я не мог молчать и все сказал, что требовало мое исстрадавшееся русское сердце. По моему глубокому убеждению, перед Вами два выхода: или станьте на высоте Вашего положения и дайте благословление Русским Пра- вославным людям, стоящим за Веру, Самодержавного Царя и Русский народ, призовите к этому же духовенство и не — гоните, его за патриотизм … или уйдите. Иных выходов нет - настоящее положение невыносимо, не гоните русских патриотов от родной Церкви в которой Вы первостоятель и первосвятитель. Вы стали немощны телом. Может быть в слабом теле Вашем уже не будет мощно действовать дух. Тогда уступите свое место иному, могущему. Среди архипастырей русских найдутся, мы уверены, крепкие столпы Веры, патриотизма и преданности Царю Русскому, Самодержавному, народу свято-Русскому, Православному Пусть такой первосвятитель не угоден будет евреям и еврействующим, пусть бешено опрокинутся на него либералы, кадеты, революционеры, пусть даже мученически прольется его кровь от руки злодеев- крамольни ков! Лилась же и льется на Руси кровь Русских невинных людей и многих верных слуг царевых. Мы окружим такого первосвятителя благоговейной преданностью, мы станем около него стеной, а по смерти сама могила его станет нам источником живой силы и вечного воодушевления. Я пока кончил. «Еже писах, писах!». Простите владыко, за слово укоризны, за жесткое слово, невольно вырвавшееся у меня. Перед саном святителя я благоговею, а лично против Вас, как человека, у меня нет ни гнева, ни раздражения; но я буду бороться, не страшась, ничего, до гробовой доски, отдам всю жизнь до последней капли крови за торжество священных для меня начал: Святой Веры Православной, Самодержавного Русского Царя и Великого Русского Народа. 2 декабря 1906 года Александр ДУБРОВИН. //Перепечатано из газеты "Вече"/
|
|