Перейти на главную страницу >>>
Генерал Келлер о воспитании воина Брошенная кем-то фраза о высоком развитииии солдата западных армий с равнительно с нашим приня тая без вс якой проверки (надо пола гать в силу нашей всегдашней го товн ости к самооплеванию) на веру чуть ли не за аксиому, против ко т орой никто не считает возможным поднять своего голоса. К сожалению, мы так привыкли перенимать все от наших западных соседей (причина, почему они нас всегда во всем опережают) и так верим в их превосходство, что никак не можем отрешиться от этой привычки. Своему же родному мы не верим. После многих горьких испытаний пора бы отбросить перениание чужого, приобрести немного веры в себя и попробовать пожить своим умом. Наш солдат не развит, наш солдат не любит военного дела и способен действовать только в массе под непосредственным надзором и при подсказке начальника и все его, признаваемое в лучшем случае, достоинство выражается в покорности, выносливости, и. в последнее время даже заподозренной, любви отечеству. Вот, что в большинстве статей на военные темы если не высказывается прямо, то читается между строк, а между тем, тот, кто дал себе труд хоть немного ближе узнать русского солдата, кто интересовался его бытом, кто немного проник в его миросозерцание, его взгляды, наклонности и слабости, тот не мог не убедиться в том, что составленное о нашем солдате мнение совершенно не соответствует истине. Ознакомившись близко с нашим солдатом на войне, прозаведовав пять лет новобранцами, прокомандовав более десяти лет эскадронами и девять лет отдельными частями. я убедился в том. что все зависит от воспитания и обучения нашего солдата. Наш солдат в сравнении с солдатом западных армий, так сказать, школьно или научно действительно менее развит, но сметки и природного ума у него не меньше, а несравненно больше, чем у всякого немца или француза, и это объясняется очень просто: западный простолюдин, по большей части, житель города или ферм, где ему не знакома ни дикая природа, с которой приходится на каждом шагу бороться, ни десятиверстные пространства, на которых уже с малых лет приходится ориентироваться нашему крестьянину. Наш простолюдин, у которого в силу домашнего воспитания совершенно отсутствует даже понятие о чувстве долга (развивающееся только при особенно благоприятных условиях на военной службе) болезненно самолюбив и чуток к насмешке. Эксплуатируя эту черту его характера, его можно подвинуть на любой, даже героический поступок до самопожертвования, но в то же время, можно отбить всякую охоту к делу и работе. Второй характерной чертой его является понимание только всего логичного, осязательного и ведущего прямо к цели; нашему солдату для сохранения интереса к делу нужен ясный вывод для чего то или другое ему необходимо и сознание практического применения того, чему его учат. Враг он притворства, всего неестественного и показного. Для него совершенно непонятно, почему, высланный в дозор, он обязан скрываться, когда ему и всем доподлинно известно, что никакого неприятеля нет; почему он должен прятаться за гребнем горы, быстро пробегать открытые пространства, когда он этим напрасно морит свою лошадь, за ним никто не следит и он своим открытым движением никого выдать не может. На такие приемы, не вызываемые логической необходимостью, он смотрит как на что-то глупое, непонятное и на комедию, которую заставляют играть, а это претит его натуре. Вместо того, чтобы возбудить в нижних чинах интерес к маневрам, у нас делается все для того, чтобы убить в солдате этот интерес и превратить солдата в пешку. Правда, в последнее время начали требовать от офицеров, чтобы перед каждым маневром всем нижним чинам объяснялась задача и цель движения, но этого мало, для того, чтобы человек отнесся к делу с интересом и сознательно, необходимо его личное участие в исполнении задачи и возможность проявить свою хоть маленькую инициативу. Пагубное влияние, в смысле создания в нашем, в душе любящем и увлекающемся военным делом, солдате апатичного отношения ко всему, что касается маневра, оказывает настойчиво проводимое некоторыми начальниками распоряжение, чтобы на маневрах солдаты не смели гоняться за разъездами и одиночными всадниками, не смели брать в плен зазевавшегося противника и т. д. и этим запрещающие то, что единственно и может возбудить интерес в солдате к маневру и подготовить его к боевой деятельности на войне. Мне не раз приходилось видеть в частях, где такое запрещение действует, как везший донесение солдат проезжал, не скрываясь, прямо через цепь противника, как, будучи в дозоре, он хладнокровно смотрел на высматривающего расположение или движение отряда неприятеля, как, устраивая по приказанию засаду, он даже не старался скрыться и примениться к местности, везде проявлял апатию и носил на лице отпечаток скуки и отбывания номера. В тех же частях, где такое запрещение не действует, я видел совершенно другие сцены; так, мне пришлось быть свидетелем того, как везший донесение молодой солдат, окруженный ловившим его неприятельским разъездом, бросился с лошадью с трехсаженного обрыва в реку, переплыл ее и торжествующе доставил своему начальнику донесение; видел я, как разъезд прокла прокладывал себе дорогу через такую лесную гущу через которую казалось бы невозможно пробиться и одиночному пешему человеку, видел я как солдат в холод и осенний дождь просиживал целую ночь в мокрой канаве с единственной целью захватить неприятельского посыльного и отнять у него донесение, видел я и то, как разведчик проползал в грязь по несколько верст на животе с тем, чтобы пробраться через сторожевое охранение и открыть расположение противника или как преследуемый он просиживал часами в холодной воде по горло, как простой рядовой выдумывал, чтобы скрыть свой след, такие фокусы и увертки, которые и в голову никому прийти не могут, - всего не перечтешь. Вечером, сидя у костра, с какой гордостью герой такого происшествия рассказывал товарищам о том, как он надул глупого противника и этим спас весь свой отряд и чуть ли не всю свою армию от вернейшего разгрома. Видел я, с каким увлечением, завистью и восторгом слушали рассказчика его однополчане, жаждущие такого же случая, чтобы самим отличиться. Разве не прямая наша обязанность и долг поощрять в солдате такие порывы, и где же ему учиться разным практическим боевым приемам, удали, сметке и отваге, одним словом, тому, что от него потребует война, как не на маневрах. Между тем, многие этого понять не хотят, сами же создают из умного, удалого, самоотверженного нашего солдата бездушную пешку, боящуюся проявить малейшую инициативу, а затем обвиняют его в малой развитости. Запрещение солдату принимать малейшее участие в маневре, уподобляющее его булавке, втыкаемой в плане во время военной игры или тактических занятий, объясняется обыкновенно тем, что солдаты загоняют лошадей, не умея рассчитывать их сил, что могут произойти драки, вражда между частями и всякое нежелательное разгорание страстей. Такие объяснения мне кажутся совершенно нежелательными, так как непривыкший сообразовать силы своей лошади в мирное время солдат, конечно, загонит ее еще скорее в военное время, что может иметь несравненно худшие последствия, а возможность драк, вражды и разгорание страстей указывает только на то, что части, где это может произойти, не достаточно в руках своих начальников. Не отрицаю, что изредка где-нибудь и может произойти драка двух солдат, но в этом усмотреть что-либо страшное я не могу, и мне сдается неосновательным из-за предвидения такого случая отменять обучение и воспитание всей массы. Разве можно признать правильным полную отмену в одной известной мне части обучение фехтованию на том основании, что произошел несчастный случай, когда проскользнувший в маску эспадрон проколол фехтующему солдату глаз. На том же основании можно было отменить и верховую езду, так как бывают неоднократно случаи когда пад е ние с лош а ди вызывало не только поранение, но и смерть. Где лес рубят, там щепки летят. Не только в маневренное время условия, в которые ставится наш солдат, отучают его от самостоятельности, ответственности и добросовестного исполнения обязанностей, но и весь уклад его повседневной жизни и постановка ежедневных занятий в казармах и манежах как бы рассчитаны на то, чтобы подорвать в нем эти неоцененные в солдате качества. Везде в жизни солдата начальство старается, точно имея дела с малым ребенком, предвидеть и предупредить возможный проступок, везде норовит заранее подостлать соломки, чтобы он часом не ушибся, а занятия поставить так, чтобы личность солдата подвести под общий уровень. Человеку, которому в военное время доверяется разведка о неприятеле, донесению которого верят, которого посылают одного за сотню верст, от которого требуется самопожертвование, добросовестность и громадная доля самостоятельности, такому человеку в мирное время не доверяют отпуска из казенной винной лавки полбутылки водки, и в ней имеет право отказать ему контролирующая его какая- то продавщица. Может ли такое положение воспитать солдата в смысле ответственности за свои поступки, и не является ли оно обидным для его достоинства. Солдату внушают на словах о высоком звании воина, а не так еще давно на оградах парков, скверов и при входе на гулянии он мог прочесть «Собак не водить», а рядом - «Нижним чинам вход воспрещается». Объяснялись такие распоряжения тем, что солдаты стесняют публику, держать себя на гуляниях не умеют, так же как не умеют ходить по людным улицам и показываются иногда очень грязно одетыми. Пора, казалось бы, переменить взгляд на солдата, пора смотреть на него как на взрослого, полноправного человека, отвечающего за свое поведение, и пора воспитывать его в этом направлении, выказывая ему полное доверие, в то же время безустанно и строго требуя от него трезвого поведения, сохранения воинского достоинства и умения себя держать на улицах и в людных местах. Только этим способом мы воспитаем самостоятельных, твердых людей, которые привыкнут сами следить за собой и отвечать за свои поступки и поведение, будут их обдумывать и взвешивать, а не тех не- домыслей, полудетей, которые, вырвавшись из-под глаз начальника на свободу, способны напиться до потери сознания и своей распущенностью коробить общество и ронять достоинство воинского звания. Воспитание, которое я отстаиваю, не сразу, конечно, принесет желательные плоды и породит вначале много хлопот и неприятностей, но не пройдет и двух лет, как облик нашего нижнего чина, самосознание его и уважение к себе самому совершенно изменится. Ответственность за свои поступки делает человека рассудительным и вдумчивым, мелочная же, преувеличенная заботливость о нем и желание устранить с его пути все, обо что он может ушибиться, развивает легкомыслие и привычку к безответственности за свои проступки, убивает рассудительность и дорогую в солдате самостоятельность. Невнимательность к личности и подведение всех под одно лекало замечается и при обучении и в казарменной жизни и в корне подрывает в солдате старательность и добросовестность. Немудрено, если у поступившего на военную службу молодого солдата, выбивающегося из сил и старающегося изо всей мочи выделиться своим молодчеством и исправностью, но испытывающего ежедневно безразличнее к этому отношение начальников, опускаются руки. Тяжело молодому солдату при таких условиях сохранить бодрость духа и веру в себя, и теряется часто богато одаренный и развитой человек в общей массе, как и он, старавшихся когда-то и пришедших к убеждению, что это не стоит, людей. Тупеет он на учениях, тупеет на ежедневной манежной езде гуськом по все тому же четырехугольнику, где ни управлять лошадью, ни соображать не приходится, где лошадь сама бежит за передней, сама поворачивает, где надо, и трясет его положенное число часов в день в продолжении всей его четырехлетней службы. Трудно солдату при таких условиях видеть в лошади друга и товарища, а сравнивает он ее скорее с орудием пытки, за которое его часто бранят и наказывают. Другое отношение солдата к езде и лошади наблюдается в тех частях, где привилась езда в одиночку и в поле, где всадник сам принимает участие в езде, добивается от своего коня того, чего хочет, где и голова, и мускулы работают, где он подчиняет коня своей воле и где на нем же на маневре он может показать свою удаль и молодчество. Такая езда солдата развивает, воспитывая в нем любовь к своему коню, самостоятельность, сообразительность и настойчивость. Упомянув выше о достоинствах и недочетах нашего солдата, я не упомянул еще об одном его большом недостатке, сильно тормозящем и затрудняющем его воспитание, это его недоверие к начальству, с которым новобранец прибывает в войска и которое сохраняется им часто на всю службу. Мне кажется, это недоверие крестьянина к начальству и барину вообще надо искать в историческом, не так далеком еще прошлом; начало его относится к тому времени, когда крестьянин видел в помещике эксплуататора своего труда, а в деревенском начальстве находил несправедливого и алчного обирателя. На офицерскую беседу с нижними чинами и даже на собеседование полковых священников, назначенных приказом по полку или расписанием, солдат в большинстве случаев смотрит как на учение и так, что мол «это ему приказано говорить, на то он и деньги получает», и надо много такта, труда и таланта, чтобы на таких беседах заинтересовать слушателей и внушить им к себе доверие. Не только к беседам, но и книгам, выдаваемым для чтения солдатам, они относятся с некоторым недоверием; так мне, когда я как- то указал на исторический факт, насколько помню, на подвиг Архипа Осипова, пришлось услышать от неглупого солдата: «Точно так, читал, да ведь это только так для примера писано». Сказанное солдатам в неофициальной обстановке и как-бы невзначай слово во время ли учения, когда они стоят вольно, или во время уборки, производит на них часто гораздо большее впечатление, лишь бы это слово было сказано просто, без официального оттенка и без подделки под деревенский говор, под который незнающие нашего нижнего чина офицеры любят подделываться и в котором народ сразу чувствует фальшь, возбуждающую в нем недоверие к говорящему. Много требуется нашему офицеру наблюдательности, заботы и умения держать себя, чтобы понять и приобрести доверие и расположение солдата и заглянуть ему в душу. Для этого нужно не снисходительность, не денежные подачи, к которым часто прибегают молодые офицеры, чем только развращают нижних чинов, а напротив, справедливая строгость, разумная и непреувеличенная заботливость и любовь к младшему брату, но, опять-таки, любовь не всепрощающая, а любовь разумная, наказывающая и воспитывающая. Необходим личный пример на службе и в жизни, нужно не ложное самолюбие и боязнь уронить свой престиж, а откровенное признание и своих ошибок, который все равно от наблюдательности солдата не скроешь, и в оставлении которых начальством без замечаний солдат усматривает неодинаковое требование службы от офицера и от нижнего чина и несправедливое к последнему отношение. Познание солдата дается только долголетней совместной жизнью с ним, наблюдательностью и тактичным умением вызвать его на откровенность, что, конечно, гораздо легче вольноопределяющемуся, живущему одной жизнью с нижним чином, чем человеку, одевшему офицерские погоны. Казалось бы совершенно необходимым требовать от молодых людей, посвящающих себя военной службе, прослужить хоть один год вольноопределяющимся в рядах. Без такого условия офицер солдата никогда не узнает, не поймет его миросозерцания, не поймет его слабостей и высоких качеств, а без этого понимания влияние и воспитание является для него непосильной задачей. На нашем офицере лежит высокое призвание не только учителя, но и, главным образом, воспитателя, способного своим влиянием, обучением и воспитанием из мягкого, восприимчивого деревенского парня создать твердого, уверенного в себе, крепкого, самостоятельного бойца, готового сознательно пожертвовать и жизнью, и достоянием на защиту своего Государя и способного по возвращении домой своим примером и влиянием воспитывать подрастающее деревенское молодое поколение в верности и преданности своему Царю, Вере и Отечеству.
По материалам работы графа Ф. А. Келлера »Несколько кавалерийских вопросов»(СПб., 1910- 1914 гг.) Составил М. Фомин "Общество памяти генерала Келлера», СПб
|
|