Перейти на главную страницу >>>
"Пересвет или Челубей?" (Размышления о судьбе русского боевого исскусства) А.В. Грунтовский "Запад есть Запад, Восток есть Восток.." - писал когда-то английский поэт, а он знал толк в Востоке… Речь пойдет об одном из древнейших боевых искусств - о русском. Хотя… это только повод, подход к теме. В этом году в Санкт-Петербурге на масленицу уже в одиннадцатый раз проводился фольклорный фестиваль, посвященный Русской воинской традиции. А когда мы начинали… До 1990 года мало кто и слышал о Русском кулачном бое, и вообще о Русском боевом искусстве. Время было запретное. Сорок лет отдал мой отец нелегальной преподавательской работе, и первая половина моего пути на этом поприще так же прошла при закрытых дверях. И вот, первые выступления…. И первые статьи в печати. В конце 80-х в "самиздате" появилась моя книга "Русский кулачный бой" (затем она переиздавалась трижды - в 1993, 1998 и 2001 гг.). Сотни писем получил я за эти годы - спасибо всем. Потом было многое: фестивали, турниры, выступления во всех концах России, журнал "Русский Стиль" - удачи, ошибки, радость встреч, и непонимание, и злобная неприязнь. Какую только ложь не писали обо мне люди никогда в глаза меня не видевшие. А те, кто видел, те, кто побывал на наших фестивалях или просто на занятиях, худого не говорили. Двери открыты и сейчас - приходите, "имеющий глаза да увидит". Всякое вспоминается… После первых наших выступлений пригласил меня заведующий кафедрой борьбы преподавать Русский кулачный бой в институте физкультуры: "Откроем отделение, Вы защитите диссертацию…". Что только не обещалось. Не успел оформиться, и провести первое занятие, как … проректор жал мне руку, возвращая документы, виновато пожимал плечами: "Есть мнение, что следует развивать восточные единоборства". Что тут скажешь? Уходя, я столкнулся с только что приехавшими китайскими специалистами. Ни по-русски, ни по-английски они не понимали, а у меня с китайским языком "не важно" - так и разошлись, как в море корабли. Вспоминаются и забавные случаи … К моему отцу пришел молодой журналист. Ни о чем не спрашивал, а сам наседал: "Вы ведь знаете, что Ощепков* учился в Японии?" - А причем Ощепков, кулачный бой у нас, Слава Богу, от века… - И до Ощепкова, несомненно, русские ездили в Японию… - И так и сяк вертел журналист. И все у него выходило, что Япония - пуп земли. Отцу это надоело, он сделал заговорщицкий вид и поманил к себе пальцем этого адепта востока: - Я вам скажу по секрету, - зашептал он ему на ухо, - только вы это никому не говорите. - Ладно. - Журналист поспешно закивал головой, и весь расплылся в предвкушающей улыбке. - Да. И до Ощепкова задолго ездили наши в Японию учиться, и я знаю кто … да говорить нельзя… - Что вы, что вы! Я - могила, никому ни слова! - Ладно, смотрите, не проболтайтесь! - Чеснослово! Кто же? - Илья Муромец. - … Немая сцена. - А уже потом Добрыня ездил и Алеша Попович. Больше мы этого журналиста не видели, впрочем, как и обещанной статьи. А если всерьез, что стоит за историей Русского кулачного боя? Десятки малоизвестных исследований, сотни не опубликованных архивных материалов да чье-то невидимое "мнение" искоренить все Русское в России. А русский бой - древнейшая, воинская традиция, неотъемлемая часть народной культуры, черта национального характера, а это - один из столпов Русской Народности, а значит и Державности, и Православия. Бой - не столько совокупность определенных приемов, сколько пластика - визитная карточка этноса. Развивая традиционную пластику, мы формируем русский менталитет на глубинном, подсознательном уровне, действуя словом, но более того - делом. Русское воинство это не только вооруженные силы в ту или иную историческую эпоху, не только боевые навыки и обряды - это особый образ жизни со своей философией, идеологией, своим фольклором, прикладным искусством и т. д. Русская воинская дружинная культура различных веков, крестьянская ополченская, воинская монастырская, казачья и, наконец, определенная воинская культура Русской, да и советской армии. Все это различные грани боевой воинской традиции России. Все это предмет изучения, возрождения, подражания для современного Русского человека. Отец мой прошел и деревенскую школу боя, и школу армейской разведки. В 1953 - 54 гг. последнюю фактически разгромили. Два десятилетия пустоты, потом появилось "мнение о том, что следует развивать восточные…" Как убивался отец, глядя по телевизору на наших десантников: "Дурят, дурят, ребят, Господи…" А ныне… Возможно, мы стоим на пороге, быть может и не массового, но знаменательного по содержанию процесса воцерковления современной российской армии. И вот здесь Русский кулачный бой сыграл бы не последнюю роль. С самого начала он мыслился нами как средство к национальному самосознанию: Помочь занимающимся почувствовать себя Русскими людьми, наследниками великой Русской культуры - вот наша задача. Но тяжко все это продвигается и "узки врата…" И вдруг - приглашение на конференцию: "Боевые искусства и православное сознание"! И не где-нибудь, а в стенах Святой Троицы - по благословению митрополита Кирилла и патриарха всея Руси! Удивительно. Большой зал Московской духовной Академии наполнен наполовину священниками, наполовину - спортсменами. Удивительно! Сколько лет ждали мы с отцом… Церковь призывает нас развернуть работу по созданию военно-патриотических клубов. Замечательно! Если этого не делает государство, то кто же? Пора бы давно. И, в целом, конференция знаменательная, но было и то, о чем следует сказать особо. Среди многочисленных приглашенных, я да еще - А. И. Ретюнских, были, кажется, единственными представителями русского стиля. А где же Г. Базлов, Д. Семенов и другие… их нет - в зале новообращенные адепты Востока. Востоковедов пригласили, а где же специалисты по русской истории и культуре? Иерархи наши тут не причем, конечно, - конференцию готовили руководители клуба "Пересвет", что действует уже в стенах Троицкого монастыря и преподается там, как было сказано - "просвещенное светом православия" айки-до. Мое же выступление, так поддержанное частью зала, председательствующий (руководитель "Пересвета") и ряд участников приняли в штыки: - Кулачный бой - язычество! И вообще ваш фольклор - язычество! (Еще чуть-чуть и скажут: "ваша Россия". Да, "светом православия" русский бой наш родной тысячу лет просвещался и не просветился, а мистическое айки-до одним только перенесением в Святую Троицу - "просветилось"!) Конечно, все это недомыслие. От незнания дела. Ибо где он фольклор сейчас? Обыватель видит на экранах лишь какую-нибудь бабкину или моисеева, а ему говорят, что это и есть самое русское… Вспоминается, как объявляли по радио: "…а сейчас прозвучит русская народная песня. Слова Фрадкина, музыка Френкеля…" Или наоборот? Нет, мы не виним никого в неведение: русскую культуру у нас украли подчистую. Дворяне - "просвещая" и воспитывая а ля Европа, большевики - от интернационализма своего, демократы - от космополитизма, а все едино… Был, конечно и объективный процесс секуляризации традиционной культуры. Но как было "ускорено" отмирание деревни! И все же подлинный фольклор у нас существует, поскольку он хранится и в архивах, и в живой традиции, и в достойно принятой традиции, пусть не многих и не афишируемых, но истинно народных коллективов. Жив фольклор и в онтологическом смысле, как бессмертное явление духовной культуры народа, "народности" - эйдоса русской культуры (составной части триады Русской Идеи, или по слову св. Отцов - "промысла Божьего о народе"). И тут, собственно, и просвещать нечего. От Адама это - и лучшее в фольклоре: народная хореография, пластика, музыка, поэзия (а за поэзией - народная этика, народное богословие, народная вера) - все это от Бога. Это есть душа народа, а душа "по природе своей - христианка". (Православие, как учение, космично и не знает "ни эллина, ни иудея". Но, как культура, Православие этнично - каждому языку (народу) в чуде "Пятидесятницы" данное - т. е. образует этносы в соответствие с двумя другими составляющими триады.) Поэтому простим нелепые обвинения, но пора бы и прозреть! Русский бой не просто древнее и эффективное боевое искусство, это определенное сосредоточие мужской традиции, стержень народной педагогики, символ национальной культуры и возрождения. Ведь именно культуру, стоящую за боевым искусством, и следует давать молодежи в военно-патриотических клубах. А что стоит за всей этой восточной мистикой, растиражированной кинематографом? Сейчас, когда после всех катаклизмов и буржуазных революций, по причинам и объективным, и субъективным, мы утрачиваем остатки Русской Идеи (а были тут и запреты, и репрессии, а теперь еще и коммерческий молох), рушится сама база Идеи - Народность. Существование России поставлено под вопрос, о чем и кричат демографы. Примеров достаточно: Византия, Рим, Вавилон… И вот люди, одни - осознанно, другие по недомыслию, стремящиеся преодолеть национальную ментальность, внедряют следующие идейки: "Россия - многоконфессиональное государство…", "Человек может иметь два гражданства и две нации" и т. п. Такие лозунги и прозвучали на конференции от адептов восточных единоборств в рясах и без: мол, де, можно одновременно быть и русским, и японцем. Многочисленные березовские дают нам пример такого оборотничества. И как важна была бы сейчас культурная политика Русской Православной Церкви! Нет, братья, нельзя служить двум богам и двух матерей не бывает. В конце концов, всегда придется выбирать за какую Родину проливать кровь. Вы даете приходящим к вам в стены Святой Троицы детишкам (в патриотический клуб "Пересвет"!) за глотком русского воздуха - айки-до! Что же это? Ведь дети верят всему. Пересвет, разве айки-до занимался? А кто соблазнит малых сих… А какие песни поете вы? Русские или Френкеля-фрадкина? Или может уже "рок" или "металл" "светом православия просветили"? Какую одежду носите: русскую или американскую униформу? А что будут петь наши десантники на марше: японские гимны? Или, может, группа "Руки вверх" напишет специальную десантную песню под названием "Рашен, сдавайся!"? Остановиться бы, одуматься… на этом пути окончательной секуляризации культуры. Путь этот уже пройден протестантами и баптистами: все кругом чисто, гладко и порядок, наконец, в России… души нет! Порядок есть, а России уже нет! Это и называется: дать вместо рыбы змею. Честнее было бы переименовать клуб "Пересвет" в "Челубей". Сей монгольский богатырь как раз владел чем-то вроде айки-до и по-своему, наверно, был мастер. Я все мечтаю, когда по Красной площади пойдут русские солдаты и будут петь русские солдатские песни, которые пели их деды и прадеды: Из-за леса копий и мечей Едет сотня казаков-лихачей… Или: Поле чистое Турецкое, Мы когда тебя, поле, пройдем… А может: С нами Бог, ура, ребята, Царства Белого орлы… И это - наш фольклор, и несть ему конца и края… А потом будут показательные выступления и наши ребята не будут с перекошенными лицами и звериными криками ломать о собственные головы кирпичи, подражая закордонным супербоевикам, а покажут настоящую боевую работу по-русски. А день десантника или пограничника, быть может, из национального стихийного бедствия превратится в фольклорный праздник. Сколько же можно "дурить" наших бойцов… Речь не о том, что бы создать сеть патриотических клубов именно на основе кулачного боя, а о том, что бы внедрить систему традиционных народных ценностей во всю педагогическую систему. Народоведение - вот основа народной педагогики. А еще я мечтаю… и кто знает, быть может, пройдет не так много лет, и будет факультативный кулачный бой у наших семинаристов и академиков. Может быть, и народоведение введут, что бы послушать экспедиционные пленки с духовными стихами о Страшном Суде, об Алексее, человеке Божьем, о Вознесении и о Голубиной книге… Свадебный причет бы послушать и похоронный… - много, много чего хранит наш народ. Вера ведь не в голом догмате одном. Во всем народном укладе и быте отразилась она. Оставил нам народ наш не только храмы и книги, но и слово народное незримое. Нет ничего драгоценнее и душеспасительнее, чем прикоснуться к отеческим родникам вечной народной культуры. Никакой спуд не задушит и не убьет ее - она прорвется, рано или поздно, пусть в самый последний момент… Преподобный Отче Сергие, помози нам! Просвети заблудших наших Челубеев, верни их на стязю святорусскую, Пересветову стязю! http://www.rusland.spb.ru/r_2_3.htm
|
|