Перейти на главную страницу >>>
К 90-летию Белой борьбы Голгофа русского флота
К сожалению, победа японцев была предопределена. Не тогда, когда раздались первые выстрелы морского сражения. А когда русская эскадра, фактически брошенная на заклание, вышла из Кронштадта.
Внешне для лиц, не посвященных в тонкости описания боя, морское сражение в Корейском проливе выглядит как противоборство двух равных сторон. Но это только на первый взгляд. Хотя действительно, главные силы противников состояли из боевых кильватерных колонн по двенадцати броненосных кораблей в каждой. На этом кажущееся равенство заканчивалось. Основу боевых порядков обеих сторон составляли броненосцы и броненосные крейсера. У русских поболее первых, а у японцев - вторых. Как следствие, соответствующая разница в крупнокалиберных орудиях - главном аргументе тогдашнего морского сражения. Но вся беда русской эскадры в том, что ее главные силы были представлены сборищем древних раритетов с малой площадью бронированных бортов, тихим ходом и устаревшей артиллерией. Только четыре новейших русских броненосца типа «Бородино» могли неравных тягаться с японскими. Но и они были отправлены в плавание, только сойдя со стапелей и без полного цикла пройденных ходовых испытаний. Так что эскадренный ход русских, обремененных старыми военными кораблями, шестью транспортными и двумя госпитальными судами, не превышал девяти узлов (16,6 км в час. - Прим. авт.). В то время как маневрировавшие во время сражения японские броненосцы и крейсера развивали скорость в пятнадцать и восемнадцать узлов соответственно. Надо ли говорить, какой козырь оказался в руках японцев. Приплюсуем сюда бросающуюся в глаза однотипность японских броненосных кораблей, к тому же самой новейшей постройки. Помимо этого, морские силы адмирала Того, командующего японским объединенным флотом, превосходили русскую эскадру адмирала Рожественского по легким крейсерам в три раза. А по миноносцам и вспомогательным судам - подавляющим образом. Судите сами. Против девяти русских эсминцев и одного вспомогательного крейсера «Урал» японцы бросили 63 и 24 корабля аналогичных классов. Этим беды русского адмирала, увы, не исчерпывались. Минное оружие еще только входило в силу. И несмотря на уже имевшие место случаи его эффективного применения враждующими сторонами, морские сражения велись по старинке, то есть посредством артиллерийской дуэли. Побеждал тот, кто, пользуясь превосходством в скорости, занимал выгодное положение для боя. При этом стрелял дальше, лучше и быстрее. Это целиком относилось к молодому японскому флоту, впитавшему в себя лучшее из мировой военно-морской практики. А русские моряки при Цусиме в полной мере ощутили на себе отсутствие стройной системы в развитии отечественных военно-морских сил. Во время двухмесячной стоянки у острова Мадагаскар им приходилось в связи с отсутствием подвоза экономить на всем. Даже на учебных стрельбах, которые из-за отсутствия практических снарядов велись боевыми. А ведь они были на вес золота. В то же самое время японцы выпавшую на их долю передышку заполняли апробированием новейших технических приемов ведения эскадренного боя. Их комендоры денно и нощно палили в божий свет, как в копеечку, используя самые совершенные приборы управления огнем. За тот же период они трижды поменяли расстрелянные стволы башенных и казематных орудий главного корабельного калибра. Но своего добились. О качестве русской артиллерии на кораблях Второй Тихоокеанской эскадры говорилось выше. Авторитет командующего эскадрой вице-адмирала Рожественского как ведущего специалиста в этой области был достаточно высок. Что, естественно, по результатам боя вызвало к нему массу нареканий. Но в данном случае русский адмирал стал заложником непредвиденных обстоятельств, повлиявших на результат артиллерийского поединка. Их достаточно много. Выделим два, на наш взгляд, основных. Перед самым отплытием русских «аргонавтов» в авральном темпе на их судах поменяли старые визирные прицелы и дальномеры Люжоля-Макишева на оптические системы Барра и Струда. По два на каждый корабль 1 и 2 ранга против пяти-семи на аналогичных японских. Естественно, их монтаж из-за отсутствия времени на проверку производился, что называется, на глазок. Сроки поджимали, а потому на некоторых кораблях они так и находились нераспакован ными вплоть до стоянки в бухте Носси-Бе на острове Мадагаскар. Поэтому неудивительно, что во время учебных стрельб дальномеры выдавали совершенно разные показания. Не лучшим образом «вели» себя и оптические прицелы конструкции полковника Алексея Николаевича Крылова. Они тогда еще только входили в моду. Их длинные, почти метровые трубки не выдерживали длительной стрельбы. Прогибались по центру от сотрясений, вызванных выстрелами собственных орудий. Во время боя русские комендоры с руганью сбивали их и уже вели огонь, как Бог на душу положит. Но, пожалуй, бичом нашей эскадры оказались боеприпасы. Она использовала бронебойные снаряды с затяжной воспламенительной трубкой, начиненные влажным пироксилином. Для них определяющим фактором считалась величина расстояния, с которого они пронизывали борт неприятельского корабля. Чем меньше оно, тем лучше их проницаемость. Японцы использовали фугасные снаряды с тонким взрывателем, снаряженные более сильным взрывчатым веществом - шимозой. Для них расстояние не играло никакой роли. Отсюда суть маневров противостоящих в сражении сторон. Одни старались увеличить расстояние, другие - сойтись как можно ближе. Беда русских, конечно же, заключалась в другом. Ученые мужи из Морского технического комитета во главе с вышеуказанным полковником Крыловым существенно завысили процент влажности пироксилина в бронебойных снарядах. Сделано это было для того, чтобы избежать в условиях тропиков самовозгорания пороховых лент в артиллерийских системах с раздельным заряжением. Такого технического приспособления, как аэрофрежерация артиллерийских погребов, тогда еще не существовало в природе. А примеров гибели кораблей от взрыва разложившихся боеприпасов можно привести сколь угодно во всех флотах мира. Такая участь, кстати, постигла японский броненосец «Микаса», флагманский корабль адмирала Того, затонувший по той же причине в собственной военно-морской базе Сасебо в августе 1905 г. А что говорить про русские корабли, в нижних помещениях которых температура достигала 70 градусов по Цельсию и выше на тропическом отрезке их пути. Если бы не решение ученых мужей, легко представить, чем бы закончился поход для подчиненных адмирала Рожественского. Но за все приходится платить. Расплата наступила во время битвы, когда русские снаряды, попадая в неприятельские корабли, не взрывались из-за высокой влажности пироксилина. Даже пронизав оба борта, как в случае с японским броненосным крейсером «Асама». В самом начале сражения боевую рубку броненосца «Микаса», где располагался весь штаб с адмиралом Того во главе, пробил двенадцатидюймовый снаряд. Он но взорвался, иначе бы итог сражения оказался иным. Надо отдать должное русским артиллеристам. Не их вина в том, что русская эскадра потерпела поражение. В тяжелейших условиях и с негодной материальной частью они сделали все, что смогли. Судьба подарила им всего лишь пятнадцать; минут в начальной фазе сражения, и они использовали их насколько хватило сил. И первым кораблём, вышедшим из строя, оказался японский крейсер «Асама». Но очень скоро сказалось подавляющее превосходство японцев во всем. Последствия нам хорошо известны. Быть или не быть? В Корейский пролив Вторая Тихоокеанская эскадра, ведомая вице-адмиралом Рожественским, втянулась ранним утром 27 мая 1905 года. Первым ее.обнаружил дозорный корабль - вспомогательный крейсер «Синано-Мару». Далее пошло и поехало. Уже после русского командующего упрекали за якобы неправильный выбор места прорыва и за то, что он взял с собой транспортные суда вместо того чтобы оставить их в нейтральном порту. Конечный пункт прибытия - город-крепость Владивосток как военно-морская, база никуда не годился. Его военный порт не справлялся с обеспечением базирования владивостокского отряда крейсеровд. А тут целая эскадра! Поэтому адмиралу Рожественскому пришлось все самое необходимое брать с собой. Отсюда наличие транспортов в боевом ордере русской эскадры и большая перегрузка военных кораблей, доверху наполненных различными припасами. К Владивостоку вело несколько морских путей. Самый короткий - выбранный Рожественским, он же наиболее небезопасный. Здесь дислоцировались все наличные силы японского флота, опираясь на разветвленную сеть военно-морских баз. Корейский пролив, разделенный островом Цусимой надвое, достаточно широк. На его выборе сказалась усталость личного состава Второй эскадры и кораблей с изношенными механизмами, требующими ремонта после семи месяцев непрерывной эксплуатации, с корабельными днищами, обросшими морскими водорослями, и много чего другого. Критики адмирала Рожественского в качестве альтернативы указывали на Сангарский и Лаперузов проливы. Они узки и в навигационном отношении мало доступны для такого количества разномастных кораблей. Ни до того, ни после. Путь вокруг Японских островов потребовал бы как минимум нескольких заправок углем вблизи неприятельских баз и дополнительного числа транспортов. А это в открытом океане да еще на торных морских дорогах с вероятностью неожиданного появления противника весьма опасно. Самое главное - чрезвычайно обременительно. Это тот редкий случай, когда желание не совпадает возможностями. За весь маршрут движения трижды видоизменялась цель, поставленная Главным морским штабом перед Рожественским и его подчиненными. Вначале, как только русские корабли оторвались от кронштадтских причалов, им вменялись в обязанность демонстративные действия для отвлечения японских сил от Порт-Артура. Уже на подходе к Мадагаскару командующий Второй эскадрой получил распоряжение от «господ под Шпицем» идти на соединение с порт-артурской эскадрой с целью ее деблокады. После стоянки в бухте Камранг у берегов Индокитая от него уже потребовали ни много, ни мало, как овладеть Японским морем. И это несмотря на гибель Первой эскадры в Порт-Артуре и несоизмеримые с поставленной боевой задачей наличные силы. Увы, такова подоплека разгромного для нашего национального самолюбия Цусимского морского сражения. Но невозможно не восхищаться героизмом и мужеством наших предков, их профессиональным мастерством. Они проделали семимесячный путь длиною в двенадцать тысяч морских миль, не имея на всем протяжении ни одной своей базы. В нечеловеческих условиях сохраняли в исправности механизмы вверенных им кораблей, находясь постоянно в аврале по поводу то погрузки, то готовности к отбитию ожидаемых минных атак, то еще по какому поводу. Судьба жестоко обошлась с адмиралом Рожественским, предъявив ему гамлетовский счет: быть или не быть. Как впоследствии установили мировые военно-морские авторитеты, такая участь постигла бы любую другую эскадру какой бы то ни было страны. А вот дойти в таких условиях сумела только русская.
А.Демьянов.Доктор технических наук,профессор
|
|