Перейти на главную страницу >>>
ПРОТИВ «ГЕБЕНА» и «БРЕСЛАУ» Боевые действия на Чёрном море в 1914 -1916 г .г. Главным противником России на Черном море была Турция. Русский Черноморский флот перед войной имел бесспорное преимущество перед турецким, насчитывая в своем составе 7 линейных кораблей додредноутного типа, 3 крейсера, 14 эскадренных миноносцев, 4 миноносца и другие корабли ( Линейные корабли «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеимон», «Три святителя», «Ростислав», «Георгий Победоносец», «Синоп», крейсера «Память Меркурия», «Кагул», «Алмаз») . Но в конце августа 1914 г . в состав турецкого флота вошли германский линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау», что сразу изменило соотношение сил в пользу противника. Эсминцев в русском флоте было больше, чем в турецком, но это были угольные миноносцы с малым районом плавания, использование которых вдали от своих берегов представляло большие трудности. Правда, в начале войны Черноморский флот получил четыре новых эсминца-«новика»: «Безпокойный», «Гневный», «Дерзкий», «Пронзительный», тактико-технические характеристики которых позволяли им с успехом действовать у побережья Турции. Новые же линейные корабли на флот должны были поступить только в 1915 г . Главной задачей Черноморского флота (командующий адмирал А. А. Эбергард) на кампанию 1914 г . была оборона своего побережья. Наряду с этим флот предпринимал и активные действия у вражеских берегов, прежде всего в районе пролива Босфор. Военные действия на Черном море начались 29 октября 1914 г . нападением германо-турецкой эскадры на военно-морские базы Черноморского флота. Подвергнув сильному артиллерийскому обстрелу из тяжелых орудий Севастополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск, противник желаемого результата не достиг. Ему удалось потопить лишь два устаревших корабля — канонерскую лодку «Донец» в Одессе и минный заградитель «Прут», находившийся в море. В кампании 1914 г . ни одной из сторон на Черноморском театре не удалось достичь намеченных целей и добиться сколько-нибудь значительных результатов 1 . Бой русской эскадры, в состав которой входили старые линейные корабли, с «Гебеном» и «Бреслау» 18 ноября 1914 г . у мыса Сарыч не изменил соотношения морских сил к началу 1915 г . В 1915 г . основная борьба развернулась на русско-германском фронте. Кавказский фронт для России по-прежнему оставался второстепенным. В связи с тем, что предположения о высадке десанта на Черноморское побережье России не оправдались, 17 января Ставка поставила Черноморскому флоту задачи на 1915 г .: не допустить высадки десанта в районе юго-восточной Анатолии, воспрепятствовать перевозкам по снабжению Анатолийской армии, заставить противника искать боя. При этом во избежание столкновения с «Гебеном» следовало не допускать разделения главных сил флота. В ходе кампании 1915 г . в составе флотов воюющих сторон произошли существенные изменения. Противник перебросил на Черное море из Средиземного пять подводных лодок. Русский Черноморский флот усилился за счет вступления в строй линейных кораблей «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», пяти эсминцев-«новиков», десяти подводных лодок и двух гидроавиатранспортов. Обеспечение перехода летом 1915 г . из Николаева в Севастополь новых кораблей «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», а также их ходовых испытаний и боевой подготовки было важной задачей, которую решил Черноморский флот. Для осуществления перехода из Николаева в Одессу, а затем в Севастополь линкора «Императрица Мария», вступившего в строй 6 июля 1915 г ., командование Черноморского флота привлекло разнородные силы. Операция началась 8 июля блокированием пролива Босфор подводными лодками с целью не допустить выхода в Черное море в этот момент кораблей германо-турецкого флота. Лодки находились на позиции до 14 июля. Для непосредственного охранения линейного корабля на переходе морем выделялись крейсер «Память Меркурия», гидроавиатранспорт «Александр I», восемь эскадренных миноносцев и посыльное судно «Летчик», которые 9 июля вышли из Севастополя в Одессу. Кроме этого, проведение операции обеспечивал отряд корабельного прикрытия, в который входили пять линейных кораблей, крейсера «Кагул» и «Алмаз» и три эскадренных миноносца. Отряд вышел из Севастополя 12 июля и занял позицию южнее курса следования нового корабля с охранением, прикрыв их с Босфорского направления. В этот же день линкор «Императрица Мария» вышел из Одессы и 13 июля благополучно прибыл в Севастополь. Противник не оказывал противодействия переходу линейного корабля. 26—28 августа 1915 г . корабль «Императрица Мария» провел практические стрельбы главным калибром. В охранении находились три крейсера и восемь эскадренных миноносцев. За два дня до приведения стрельб 12 эскадренных миноносцев провели активный поиск подводных лодок в районе боевой подготовки у берегов Крыма. С вступлением в строй новых линейных кораблей 1-я и 2-я бригады линейных кораблей и бригада крейсеров были разделены на три тактические маневренные группы: первая — в составе линкора «Императрица Мария» и крейсера «Кагул», вторая — в составё линкора «Императрица Екатерина Великая» и крейсера «Память Меркурия», третья — в составе трех старых линкоров «Евстафий». «Иоанн Златоуст» и «Пантелеймон». Последняя группа считалась резервной и при выходе в море ее предполагалось усилить линкорами «Три Святителя» и «Ростислав», а также крейсером «Алмаз». Маневренным группам в качестве охранения придавались эскадренные миноносцы, число которых не было постоянным. Каждая маневренная группа по калибру и количеству артиллерии превосходила вооружение «Гебена» и «Бреслау» и могла с ними вести успешный бой. При такой организации сил можно было обеспечить смену групп в море и у берегов противника, чтобы держать в непрерывном напряжении германо-турецкий флот. Но. линкоры «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая» уступали «Гебену» в скорости, и поэтому не могли по своему усмотрению занимать позицию боя. «Гебен», пользуясь своим преимуществом в скорости, при встрече с новыми русскими линкорами уклонялся от решительного боя, не рискуя попадать под огонь их более мощной артиллерии. Значительное изменение соотношения сил на Черном море в пользу русского флота позволило перейти к более активным действиям на мор- скйх коммуникациях противника, которые к концу кампаний 1915 г . стали перерастать фактически в морскую блокаду Босфора. Директивой от 9 сентября Ставка потребовала всеми мерами препятствовать Турции подвозить уголь в Босфорский район из Зунгулдака, так как от решения этой задачи существенно зависел ее военно-экономический потенциал. В связи с активными действиями русского флота с августа 1915 г . турки начали транспортировать топливо на малых судах, которые могли своевременно укрыться в бухтах и устьях рек. Время пребывания кораблей на турецких морских путях сообщения потребовалось увеличить, поэтому для участия в операциях по срыву перевозок были привлечены все эскадренный миноносцы, включая угольные, и старые линейные корабли. На случай появления германо-турецкого флота следовало создать сильное прикрытие. Именно эта идея и была заложена в «Плане операции № 19». В соответствии с ним силы 2-й бригады линейных кораблей («Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеимон») в сопровождении эскадренных миноносцев должны были в течение двух дней нанести несколько ударов по Зунгулдаку и обстрелять береговые объекты. Одновременно наносился удар с воздуха гидросамолетами, базировавшимися на гидроавиатранспортах. Для обеспечения действий этой группы разнородных сил выделяйся отряд прикрытия в составе линкора «Императрица Мария», крейсера «Кагул» и эскадренных миноносцев. Район развертывания отряда прикрытия ограничивался с юга 43-й параллелью и с востока линией Босфор—Херсонесский маяк. Одновременно линкор «Императрица Мария» должен был провести практические стрельбы главным калибром, а часть эскадренных миноносцев из его охранения — активные действия на морских коммуникациях у входа в Босфор. Но выполнение операции несколько задержалось в связи с обнаружением у берегов Крыма германских подводных лодок, для борьбы с которыми пришлось отвлечь большую часть эскадренных миноносцев. В самом конце сентября 1915 г . командование флота решило нанести удар по береговым объектам в Угольном районе. 30 сентября из Севастополя вышли 2-я бригада линейных кораблей, крейсера «Память Меркурия», «Алмаз» и семь эскадренных миноносцев. Авиация в операции не участвовала, так как для охранения гидроавиатранспортов не хватало эсминцев. Прикрытие ударной группы осуществляли линкор «Императрица Мария» в охранении крейсера «Кагул» и пяти эскадренных миноносцев, часть из которых несла дозор у пролива Босфор с целью его блокирования. Благодаря надежному прикрытию корабли ударной группы можно было разделить на отряды, которые одновременно наносили артиллерийские удары в различных пунктах побережья. При выполнении боевой задачи корабли подверглись атаке германской подводной лодки, но, умело уклонившись, избежали попадания торпед. 2 октября 1915 г . все корабли благополучно возвратились в Севастополь Ч В результате проведения операции № 19 было выпущено 1200 снарядов по Зунгулдаку, Эрегли, Козлу и Килимли, серьезно разрушены портовые сооружения. Выходы линкора «Императрица Мария» в море показали, что корабль еще не вполне готов к решению самостоятельных боевых задач. Поэтому командование флота решило использовать его и в дальнейшем для прикрытия 2-й бригады линейных кораблей при проведении аналогичных операций. В октябре 1915 г . на стороне Германии вступила в войну Болгария, что существенно изменило обстановку на Черноморском театре. Флот Болгарии не представлял серьезной угрозы, но порты страны стали использоваться для базирования германо-турецкого флота. Русский Черноморский флот был поставлен перед необходимостью расширения своей оперативной зоны и проведения активных действий по поиску и уничтожению германских подводных лодок у берегов Болгарии. 20—22 октября Черноморский флот провел первую боевую операцию по обстрелу болгарских береговых объектов, в том числе портовых сооружений Варны и Евксинограда. В операции участвовали 2-я бригада линейных кораблей, крейсера «Память Меркурия», «Кагул» и десять эскадренных миноносцев. Линейный корабль «Императрица Мария» в охранении крейсера «Алмаз» и несколько эскадренных миноносцев прикрывали ударную группу с моря. В качестве мореходных тральщиков к операции привлекались минные заградители «Георгий», «Ксения» и «Константин», а также тральщик «Россия» (бывш. транспорт). Но из-за отсутствия точных разведывательных данных о береговых объектах, подвергавшихся обстрелу, операция не принесла ощутимых результатов. Обстрел Варны решено было повторить с привлечением авиации. Операция началась 25 октября 1915 г . В дополнение к ранее участвовавшим силам штаб флота выделил гидроавиатранспорт «Николай I» и четыре эскадренных миноносца. Удар по береговым объектам Варны наносился разнородными силами с эшелонированием по времени. Выйдя в назначенную точку, гидроавиатранспорт «Николай I» спустил гидросамолеты на воду, которые и нанесли бомбовый удар по береговым объектам и портовым сооружениям. Затем корабли 2-й бригады линкоров легли на боевой курс и начали артиллерийский обстрел Варны. В это время две германские подводные лодки вышли из Евксинограда и пытались атаковать концевой корабль бригады «Пантелеймон». Но лодки были своевременно обнаружены и обстреляны противоминной артиллерией. При этом одна из лодок не смогли выйти в атаку, а другая выпустила лишь одну торпеду, которая прошла мимо кораблей. Операция завершилась успешно. Важную роль сыграло сильное корабельное прикрытие, которое осуществлялось линейным кораблем «Императрица Мария» в охранении эскадренных миноносцев. В ноябре 1915 г . линейный корабль «Императрица Мария» дважды выходил в море для прикрытия кораблей, действовавших в Угольном районе на коммуникациях врага. В этих операциях принимали участие все эскадренные миноносцы, включая относительно тихоходные «угольщики» из 3, 4 и 5-го дивизионов , ( В операциях 1—2 ноября 1915 г . участвовали эсминцы «Счастливый», «Пронзительный», «Беспокойный», «Гневный», «Капитан Сакен», «Лейтенант Задаренный», 24—26 ноября —«;Дерзкий», «Гневный, «Беспокойный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Капитан Сакен», «Лейтенант Шестаков», «Лейтенант Зацаренный»), Линкор «Императрица Екатерина Великая» 24—26 декабря участвовал в походе к побережью Болгарии. Тактика его боевого использования не отличалась от тактики использования линкора «Императрица Мария» в аналогичных операциях. В ходе кампании 1915 г . подорвался на мине легкий крейсер «Бреслау» (Ремонт его закончился только в феврале 1916 г .) и погиб ряд турецких кораблей. Благодаря действиям маневренных групп Черноморского флота с участием новых линкоров германский линейный крейсер «Гебен» был практически обезврежен. Эффективность операций на морских коммуникациях противника была настолько высокой, что Константинополь начал испытывать острый топливный кризис. В начале 1916 г ., когда перспективы развития наступления русских войск на Кавказе еще не выяснились, главной задачей Черноморского флота оставалась блокада Угольного района. Но после успешного наступления на Эрзерум и Трапезунд директивой Ставки от 4 июня 1916 г . были поставлены новые задачи, а именно: поддерживать господство на море, блокируя выход судов противника из Босфора, содействовать Приморскому отряду Кавказской армии, препятствовать снабжению противника углем из Угольного района. Новая кампания началась с активных действий маневренных групп на морских путях сообщения германо-турецкого флота. С 31 декабря 1915 г . по 9 февраля 1916 г . маневренные группы выходили в море 6 раз и находились там в течение 23 суток 1 . 4 января 1916 г . вторая маневренная группа в составе линкора «Императрица Екатерина Великая», крейсера «Память Меркурия» и четырех зсминцев-«новиков» (Эсминцы «Дерзкий», «Гневный» находились в охранении линкора, а «Быстрый» и «Поспешный» назначались для действий непосредственно на коммуникациях противника) вышла из Севастополя на смену первой маневренной группе, возвращавшейся из района Зунгулдака. Начальник второй группы, получив от них сообщение о находящемся в Зунгулдаке турецком пароходе, выслал вперед эскадренные миноносцы «Быстрый» и «Поспешный». 5 января в 5 ч 40 мин эсминцы обнаружили силуэты четырех кораблей и вышли на них в торпедную атаку. Эскадренный миноносец «Быстрый» произвел торпедный залп всем бортом, но цель своевременно отвернула, и все торпеды прошли мимо. Целью оказался линейный корабль «Императрица Екатерина Великая». Только случайность спасла от гибели новейший русский линкор. Как показало расследование, причиной неожиданной встречи двух групп явилась грубая навигационная ошибка. Однако это представляется маловероятным, так как ошибка в счислении пути кораблей за столь малый промежуток времени между обсервациями не может дать такую большую невязку. Этот факт ждет своего исторического расследования. 8 января эскадренные миноносцы «Пронзительный» и «Лейтенант Шестаков» осуществляли блокаду Зунгулдака. В 3 ч 10 мин эсминец «Пронзительный» вышел в торпедную атаку на транспорт «Кармен», следовавший из Босфора в Зунгулдак, и потопил его. Из допроса подобранных турецких матросов выяснилось, что для сопровождения парохода «Кармен» в море вышел линейный крейсер «Гебен». Русские эсминцы повернули в море и приступили к поиску германского крейсера. В 8 ч 10 мин они обнаружили «Гебен» и по радио навели на него вторую маневренную группу. В 9 ч 44 мин линкор «Императрица Екатерина Великая» открыл по «Гебену» огонь главным калибром с дистанции 125 каб и со второго залпа добился нескольких накрытий. Стрельба корректировалась по радио с эсминца «Лейтенант Шестаков», который занимал выгодную позицию и отчетливо наблюдал всплески от падения снарядов. Во время пристрелки и стрельбы на поражение применялись снаряды, дававшие окрашенный всплеск, что существенно облегчало корректировку стрельбы . Один из снарядов, попав в носовую часть линейного крейсера «Гебен», вызвал пожар. Воспользовавшись преимуществом в скорости «Гебен» увеличил ход и через 21 минуту вышел из зоны обстрела. Начальник второй маневренной группы отказался от преследования германского линейного крейсера из-за большого расхода топлива, и 9 января в 11 ч группа возвратилась в Севастополь. На второй день после боя командующий германо-турецким флотом на Черном море доложил верховному командованию вооруженными силами Турции о невозможности доставки угля морским путем. Однако перевозки угля из Зунгулдака в Босфор морским путем продолжались. 1 февраля 1916 г . русским эсминцем был обнаружен в Зунгулдаке турецкий пароход. Командование флота решило нанести по порту одновременный удар с моря и с воздуха. 5 февраля первая маневренная группа в составе линкора «Императрица Мария», крейсера «Кагул», эскадренных миноносцев «Заветный» и «Завидный», а также гидроавиатранспортов «Александр 1» и «Николай I», имевших на борту 14 гидросамолетов, вышли в море. Утром 6 февраля гидроавиатранспорты, следовавшие отдельно от маневренной группы, встретились в море с эскадренными миноносцами «Поспешный» и «Громкий». Под прикрытием кораблей первой маневренной группы, находившихся в 30—40 милях, гидроавиатранспорты и эсминцы в 10 ч 15 мин того же дня прибыли в точку тактического развертывания в 15—18 милях к северу от Зунгулдака. Гидроавиатранспорты спустили на воду самолеты, которые начали бомбардировку гавани. Хотя действия летчиков затрудняла низкая облачность, были потоплены угольный транспорт «Ирмингард» водоизмещением 7000 т и несколько парусных угольных судов, разрушены железнодорожные и портовые сооружения. Эсминцем «Гневный» был уничтожен турецкий пароход у о. Кафкен. В этой операции германское командование решило не рисковать линейным крейсером «Гебен», а использовать подводные лодки. Русским кораблям попыталась препятствовать германская подводная лодка UB -7, но она была своевременно обнаружена одним из гидросамолетов. После артиллерийского обстрела и попадания ныряющего снаряда в перископ она больше не обнаруживалась. Крупнейшей десантной операцией в кампании 1916 г . явилась перевозка пластунских бригад в апреле из Новороссийска в район Ризе на побережье Лазистана. В ней участвовали 36 специально оборудованных транспортов, отряд охранения конвоя (3 новых и все угольные эсминцы, крейсера «Прут» («Прут» — бывший турецкий корабль «Меджидие», затонувший в апреле 1915 г . у Одессы; был поднят, восстановлен и в октябре 1915 г , введен в состав русского Черноморского флота.) и «Алмаз», гидроавиатранспорты «Александр I» и «Николай I» и отряд прикрытия (линкоры «Императрица Екатерина Великая», «Императрица Мария», крейсер «Память Меркурия» и «Кагул», шесть новых эскадренных миноносцев). Руководил всей операцией командующий флотом (он держал свой флаг на линкоре «Императрица Мария»). Командиром сил охранения был назначен начальник минной бригады, а перевозка и высадка войск возлагалась на командира транспортной флотилии. 3 апреля, когда в Новороссийске были закончены все приготовления для посадки войск на транспорты, крейсер «Бреслау» обстрелял позиции русских войск в районе посадки. В море направились «Императрица Екатерина Великая», «Кагул» и три эскадренных миноносца. Обнаружив крейсер «Бреслау» утром 4 апреля, линкор открыл артиллерийский огонь по нему с дистанции 92 каб. Германский крейсер сразу же отошел в район Босфора. Утром 5 апреля из Новороссийска вышел конвой. Одновременно из Севастополя для усиления корабельного прикрытия вышел линкор «Императрица Мария» в охранении трех эскадренных миноносцев. Отряд прикрытия занял позицию между меридианом 40° и мысом Иерос и обеспечил высадку. Десант на побережье Лазистана представлял собой классический пример проведения крупной десантной операции, которая отличалась высокой организацией скрытного перехода корблей охранения и десанта морем и высадки его на берег. ( Всего было перевезено около 1800 человек, более 4300 лошадей, 1400 повозок и кухонь, 26 орудий, 70 пулеметов, 8 автомашин и другие грузы.) Для поддержки с моря 5-го Кавказского корпуса в июне 1916 г . в Батум были переброшены 2-я бригада линкоров, крейсера «Память Меркурия» и «Алмаз», 5-й дивизион эскадренных миноносцев. Приказом командующего флотом № 118 от 27 июня 1916 г . общее командование всеми морскими силами в юго-восточной части Черного моря возлагалось на начальника 2-й бригады линейных кораблей, который подчинялся непосредственно командующему флотом 2 . В связи с этим все функции по прикрытию действий флота и западной части Черного моря целиком легли на новые линейные корабли и эскадренные миноносцы. В июле 1916 г . адмирал А. А. Эбергард был сменен на посту командующего Черноморским флотом вице-адмиралом А. В. Колчаком. Одновременно были также заменены начальник штаба флота, флаг- капитан по оперативной части, главный командир Севастопольского порта и многие другие должностные лица. Для поддержки наступления турецких войск в районе Трапезунда в 1916 г . германо-турецкое морское командование направило в восточную часть Черного моря крейсера «Гебен» и «Бреслау». Сообщение об этом поступило в штаб флота около 20 ч 1 июля. Оперативная часть Черноморского флота высказала предположение, что действия германских крейсеров носят демонстративный характер и рассчитаны на то, чтобы заставить выйти из Севастополя новые русские линкоры и заманить их на минное поле, скрытно выставленное германскими подводными лодками . Поэтому развертывание сил русского флота для защиты побережья в районе действия германских крейсеров задержалось на несколько суток. И лишь 4 июля, когда германские крейсера уже действовали в районе Туапсе—Сочи, потопили ряд торговых судов и обстреляли побережье, из Севастополя вышла первая маневренная группа в составе линкора «Императрица Мария» и трех эскадренных миноносцев. Их охраняли сторожевые катера, эсминцы и гидросамолеты. Во время движения группы по южному фарватеру линкор «Императрица Мария» пыталась атаковать германская подводная лодка UB -14, но атака была сорвана благодаря действиям катеров и гидросамолетов. Выйдя в открытое море, корабли легли на курс сближения со 2-й бригадой линкоров, которая шла из Батума. Эскадренные миноносцы, образовав дозорную линию протяженностью 80 миль , заняли позицию в 20 милях впереди линкора «Императрица Мария» Но затем первая маневренная группа получила приказание следовать к Босфору. 5 июля из Севастополя вышла вторая маневренная группа в составе линкора «Императрица Екатерина Великая» под флагом командующего флотом и эскадренных миноносцев «Счастливый» и «Беспокойный» для соединения с первой группой. Встреча произошла 6 июля в юго-западной части Черного моря. Командир «Гебена», получив сведения от подводной лодки U -38 о выходе 2-й бригады линейных кораблей из Батума, направил «Бреслау» для уничтожения судов в районе Одесса—Севастополь, а сам направился к Босфору. К вечеру 6 июля первая и вторая маневренные группы заняли позиции соответственно к востоку и западу от линии Босфор—Херсонес. Получив сведения из Константинополя о нахождении русских кораблей в этом районе, «Гебен» обошел опасный район севернее и в тот же день вошел в Босфор со стороны болгарского побережья. На следующий день 7 июля никем не обнаруженный скрылся в Босфоре и «Бреслау». Маневренным группам пришлось вернуться в Севастополь. Последний в 1916 г . выход легкого крейсера «Бреслау» из Босфора в Черное море состоялся 21 июля с целью постановки минного заграждения в районе Новороссийска. Сведения об этом поступили в штаб флота в 20 ч того же дня. Первая маневренная группа находилась в Севастополе в десятичасовой готовности к выходу. Однако лишь на следующий день в 8 ч 30 мин линкор «Императрица Мария» под флагом командующего флотом, крейсер «Кагул» и пять эскадренных миноносцев вышли в море. При выходе корабли пыталась атаковать германская подводная лодка UB -7, заранее развернутая в районе Севастополя для обеспечения действий «Бреслау», но была зафиксирована гидросамолетом, который сбросил на нее бомбы. В 13 ч 30 мин «Бреслау» был обнаружен эсминцем «Счастливый», который шел в линии дозора из пяти эскадренных миноносцев впереди линкора «Императрица Мария». Командующий флотом приказал четырем эсминцам охватить «Бреслау» с двух сторон и атаковать его. В 14 ч 15 мин дистанция до «Бреслау» сократилась до 114 каб, что позволило линкору открыть огонь из орудий главного калибра. Когда «Бреслау» был взят в вилку, на крейсере поставили дымовую завесу. После ее рассеивания линкор открыл стрельбу с дистанции 95 каб. Так повторялось несколько раз. Один из снарядов, разорвавшийся в 10 м от «Бреслау», причинил ему незначительные повреждения. Крейсер поставил восемь мин и вновь закрылся дымовой завесой. Преследование германского крейсера продолжалось до наступления темноты. Линкор «Императрица Мария» старался прижать крейсер к турецкому берегу, чтобы в выгодный момент отдать приказание о торпедной атаке, но «Бреслау» помогла случайность. Налетевший шквал с дождем настолько ухудшил видимость, что эсминцы, шедшие впереди «Бреслау», потеряли крейсер. Воспользовавшись этим, он, следуя вдоль берега, 23 июля скрылся в Босфоре. После вступления в войну Румынии на стороне Антанты 27 августа 1916 г . в боевой деятельности Черноморского флота появилось еще одно оперативное направление. Наряду с прежними задачами ему предписывалось прикрывать побережье Румынии и содействовать румынским войскам; обращалось внимание на усиление деятельности германских подводных лодок и борьбу с ними. Во второй половине 1916 г . линейные корабли «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая» в составе маневренных групп обеспечивали прикрытие действий сил флота, так как выставленное у Босфора минное заграждение не исключало полностью возможности прорыва германских крейсеров в Черное море. Румынский порт Констанца Черноморский флот начал использовать в качестве маневренной базы. Для его защиты с моря 28 августа было выставлено минное заграждение. Минную постановку прикрывали линкоры «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая». 19 сентября линкор «Императрица Екатерина Великая» осуществлял прикрытие перевозки войск из Одессы в Констанцу. С 21 по 24 октября 1916 г . он непрерывно находился в море с двумя эскадренными миноносцами для обеспечения перевозки из Керчи в Николаев турбин линейного корабля «Император Александр III», доставленных из Англии морем в Архангельск и внутренними водными путями в Азовское море, постановки минного заграждения у Босфора и одновременно прикрытия перехода румынских пароходов в Севастополь и перевозки войск из Одессы в Констанцу. Всего во второй половине 1916 г . группы прикрытия выделялись 13 раз, а линейные корабли выходили в море 24 раза.
Из книги: Цветков И.Ф. Линкор «Октябрьская революция».- Л.: Судостроение, 1983.
|
|