Перейти на главную страницу >>>

 

Об Афонском священстве

Автор– афонский иеромонах Афанасий, автор книги «Чемодан-вокзал-Баку».

Сегодня хочу разсказать о статусе священства и отношению к нему на Афоне, потому что тема эта имеет существенное значение. Так как, на мой взгляд, вопиющее пренебрежение канонами при рукоположениях и, вследствие этого, катастрофическое и всеобщее снижение духовного и морального уровня священства является главной причиной духовного упадка Русской Православной Церкви, ныне уже всеми отчетливо видимого, что бы ни говорилось о золочении ее куполов.

Повторяться не буду, так как об этом подробно писал в своих книгах. За последнее же время положение настолько ухудшилось, что требует своего незамедлительного исправления.

В ином случае, утверждаю совершенно ответственно, Русская Православная Церковь превратится в бюрократическую организацию, а ее священство и епископат от обычных клерков даже одеянием мало чем отличаться будут. Церковь Христова, как таковая, несомненно сохранится вокруг отдельных епископов, так как "врата адовы не одолеют ей" (Мф.16:18), но вся эта бюрократическая, погрязшая в коммерции организация будет уже безблагодатной. И в этом ничего удивительного нет – так случилось со всеми оставившими традицию и, в итоге, исказившими догматы Христовой веры западными "церквями", в "сестринские" объятия которых так рвется священноначалие Московской Патриархии.

Сейчас в России священство, а особенно епископат, – это своеобразный орден, стоящее над церковным народом общество, совершенно закрытое, как сейчас говорят, непрозрачное и им неконтролируемое. А ведь об "уничтожении касты, так называемого духовного звания, как неправильности, которая вкралась сама собою, в противность правилам Св. Апостолов(Правило 76-е)" писал еще в XIX веке Свт. Игнатий в заметке «О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви», подчеркивая, что этот вопрос должен быть одним из "главнейших предметов занятий Собора". Здесь следует напомнить, что такие вот закрытые, и поначалу христианские, ордена переродились в масонские ложи.

Слава Богу, как пример для исправления этого вопиющего положения, оставил Он нам Святую Гору Афон, где Православная традиция никогда не прерывалась и сохраняется в заповеданной Свв. Отцами чистоте. О том, как понимается священническое служение на Святой Горе и какие требования к нему предъявляются, хочу разсказать потому, что в России понятия об этом утрачены полностью.

С одной стороны, к рукоположению в священный сан не существует абсолютно никаких преград, так как епископы своей волей разрешают любые канонические запреты, рукополагая в священники людей, совершенно этого служения недостойных. С другой, – священники возвели самих себя и свое служение на такую высоту, на которую Церковь их не поставляла. Не учил ли Христос: "Болий же в вас да будет вам слуга" (Мф 23, 11)?.. И не подвязался Он лентионом и не умыл ли ноги ученикам своим, показывая пример истинного служения?.. (Ин 13:4-15)

Но разсмотрим, что есть священство на Афоне.

На Афоне касты священников в том виде, как это сложилось в России, не существует. Священство – это, прежде всего, послушание. По достоинству, конечно, выше всех других монастырских, но в их ряду стоящее.

Священнический сан не освобождает иеромонаха от других "менее достойных" послушаний, если тот от своей череды свободен. И все иеромонахи, кроме священнического, несут другие монашеские послушания. К примеру, мой старец до самого его избрания в игумены Великой Лавры (!) …мыл посуду. А ему было уже за семьдесят. (!)

На келлии же иеромонах-ипотактикос (послушник) находится в послушании у своего старца, пусть даже простого монаха, и ему исповедует помыслы. Только разрешительную молитву ему читает пневматикос (иеромонах, имеющий хиротесию на право исповедовать), а если он ему также исповедывался и советовался по духовным вопросам, всю исповедь и беседу он должен пересказать своему старцу.

Причем любой иеромонах исповедь принимать не может. Это право он получает только в случае его хиротесии в пневматико (духовника). Хиротесия же совершается над иеромонахом уже в зрелом возрасте, когда он приобретает духовный опыт.

И во время каждодневных богослужений иеромонах-ипотактикос прежде, чем одеть епитрахиль, берет у старца благословение… Также берет благословение перед молитвой на литургию… Сам же он в присутствии своего старца никого благословить не может…

Вообще-то тема "благословений", приобретших в практике Русской Церкви черты некоего магического ритуала, требует отдельного внимания, и мы к ней еще вернемся. Скажу только, что целованию руки на Афоне не придают какого-то мистического значения и не считают, что именно через это целование передается некая благодать от священника, как укоренилось это в русской традиции. На Афоне целование руки – это знак подчинения или почитания. И у своего старца – простого монаха – послушник, получая благословение, целует руку, несмотря на то, что он священник.

Продолжать не буду, но и из этого короткого разсказа видна огромная разница, прежде всего в духовном устроении, русских священников и афонских. Особенно бросается она в глаза, когда наше священство приезжает на Афон. Очень часто за соотечественников бывает стыдно, потому что ведут они себя почти всегда претенциозно, заносчиво и кичливо. Смиренные и простые из них единицы встречаются…

Для наших попов читать это, конечно, дико. А вот для афонитов дико видеть безусых русских юношей с нагрудными крестами, исповедующих и благословляющих направо и налево, и узнавать, что в священный сан у нас рукопологают любого (!), кто его пожелает, и в любом, даже безусом, возрасте.

На Афоне же и, вообще, в Греции строго блюдут каноны при рукоположениях и священником может быть только девственник, если он монах, или муж одной жены, если м i рской, по достижении 30-летнего возраста. Естественно, разсматривается его соответствие и другим каноническим требованиям, но только по этим двум, не побоюсь сказать, как минимум 90% рукоположений в России были неканоничны. И оправдания соображениями экономии здесь неуместны.

Церковь допускает в этом исключения в отдельных случаях, но такое повальное пренебрежение Церковными канонами оправданию не подлежит. Ну не может бывший милиционер или рок-гитарист, или наркоман или, того хуже, пидарас предстоять Престолу Божиему! Не в состоянии человек вместить в себя благодать, если к этому он не предуготовлен, более того, ее не достоин, как бы на него епископы руки не полагали.

Разпространенный же среди русских иеромонахов довод в оправдание нарушения канонических препятствий при их рукоположении, что монашество – это второе крещение, не принимается совершенно. Его от монахов, вообще, странно слышать, так как это мнение еретическое, противоречащее Символу Веры. При постриге, действительно, прощаются все грехи прошлой жизни. Однако Господь блудницу простил, но девство ей не вернул.

А ведь кроме того, "епископ [Апостол здесь имел ввиду пастыря-охранителя вообще] должен быть безупречен, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, не склонен к вину, не задорен, но снисходителен, миролюбив, несребролюбив, не новообращённый, чтобы, возгордившись, не подпал он под суд диавола. Но нужно ему иметь и доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавола."

Но много ли мы таких пастырей встречали?.. Я лично – всего-ничего…

Те "советские" батюшки, на которых отыскивали досье в комитетских архивах в годы "перестройки", – в сравнении с нынешними, ангелы во плоти. Они хоть немощными, но верующими во Христа были… А вот во что верят многие наши пастыри не затруднюсь ответить. – В Золотого Тельца. На Афон из других мало кто приезжал.

Потому что, если бы во Христа верили, не вились бы стаями вокруг чиновников и олигархов и не закрывали бы глаза на беззакония, творящиеся в России. На то, как вымирает русский народ… На то, как обезлюдевшие просторы России заселяют племена иноверцев… На то, как по всей когда-то Православной Родине нашей уже высятся поганые минареты… На то, что нас уже сделали подневольными рабами на собственной земле…

А ведь это наши пастыри должны были лицемерных и подлых правителей наших обличать… Они обязаны были противостоять разтлению и развращению русского народа… Они должны были первыми возстать, разбудить народ и поднять его против оккупантов…

Но увы, в результате того, что священство наше выродилось, переродилась и Русская Православная Церковь, вернее то, что зовем мы сейчас Московским Патриархатом. И из души, животворящей русское народное тело, превратилась она в институт, придающий хоть какую-то видимость легитимности нынешнему антинародному режиму.

Кстати, по аналогии со словами Александра III -го, что у тогдашней России было два союзника – Армия и Флот, у нынешнего, вызывающего у всего русского народа справедливую ненависть и брезгливость режима питерских гномов осталось тоже только два союзника – Тарзан Кадыров с кавказскими головорезами и …РПЦ МП.

И от народа этого предательства не скроешь. Потому-то, никогда еще, может быть за всю Русскую историю, не наблюдалось такого негативного отношения к Церкви у простых людей. А молодежь мы совсем уже потеряли. Ее всю почти поголовно увлекли жиды в языческую "веру предков"… И как только нас, православных они не обзывают!..

Все… Хватит!.. А то решил немного об афонском священстве написать...

Но закончу, как всегда, на оптимистичной волне.

Несмотря ни на что, истинные священники и епископы у нас остались. Их хоть и мало, но они такие рабы Божии! И будут они той доброй закваской, о которой говорил Христос, и которая возродит нашу Церковь. Аминь!

http://m-athanasios.livejournal.com

 

 

 

 

 

html counter
Сайт создан в системе uCoz