Перейти на главную страницу >>>

 

ГЕЕНА ОГНЕННАЯ

Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь

(Пс. 20:10).

Если христианин завещает кремировать свое тело – это свидетельствует о его духовном повреждении, разрыве с библейской и церковной традицией. Когда это происходит по невежеству, маловерию, легкомыслию – тогда ситуация складывается хоть и печальная, однако еще не трагическая. Но если человек убежденно отстаивает кремацию как вариант равноценный христианскому погребению и даже лучший – это уже бунт против христианской традиции, против Церкви.

В том случае, если усопший не проявлял инициативы, не высказывал согласия на кремирование, даже не предполагал такого варианта посмертной участи своего тела, то вся ответственность ложится на родственников или идейных вдохновителей. Сам поступок их, пренебрежительное отношение к обрядам Церкви и традициям народа является грехом, который отделяет их от Церкви и от Бога! Кремация – это грех для тех, кто сознательно выбрал такую участь для себя или своих ближних. Те, кто хотя бы теоретически считает ее согласной с христианской антропологией (учением Священного Писания и Церкви о человеке), просто не понимают ее антихристианской сути. Христианское откровение о смерти тела учит о его скором восстановлении и потому святости. Вот эту-то святыню намереваются уничтожить те, для кого она не представляет никакой ценности. Сейчас мир относится к телу, как к языческому капищу. Тело выступает инструментом соблазнов, причем уже не только женское, но и мужское. Оно служит полотном для татуировок и бездушным манекеном для модных нарядов. Поэтому для нехристианского сознания, для которого жизнь заканчивается смертью, нет ничего страшного в том, чтобы предать уже умершее тело огню.

Традиции, связанные с погребением умерших, во всех народах очень устойчивые и сохраняются тысячелетиями. Разрушим традицию – разрушим и богопочитание и весь уклад своей жизни. Станем нерадиво относиться к усопшим – лишим их усердного поминовения, улучшающего загробную участь, а этим повредим и им, и себе. И их не отмолим, и свою жизнь нерадиво проживем, и детям своим худой пример подадим. Тогда по нашей кончине они и не вспомнят о наших душах, занятые своими мирскими делами. Христианская Церковь наследовала библейскую традицию

погребения в землю – ингумацию, основанную на словах Бога, обращенных к нашему праотцу Адаму: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт 3:19). В христианстве с древних времен места погребения умерших называли усыпальницами, от слова успение – сон тела. Для любого христианина, то есть ученика Иисуса Христа, вопрос о его собственном погребении или сожжении во все века решался очень просто: Господь наш Иисус Христос как был похоронен? – положен во Гроб, вот и я в этом (как и во всем остальном) должен последовать Его примеру. Даже в Символе Веры сказано: «и страдавша, и погребена». И не надо тут мудрить. За Христом – только один путь. Ну, а путей как прихода ко Христу, так и отступления от Него – великое множество. Для христианства неприемлемы любые вмешательства в процесс естественного распада человеческого тела, погребаемого в землю в своем естественном виде. Способы как замедления распада человеческих останков (бальзамирование), так и ускорения их распада (кремация, промессия) находятся вне православной традиции, а потому не должны использоваться верующими во Христа.

Для тех, кто не задумывался над этими вопросами или не имеет своего твердого мнения о приемлемости для себя или своих близких тех или иных способов погребения, предлагается небольшой обзор на эту тему.

Благословила ли Церковь кремацию чад своих?

Неопределенная позиция в отношении кремации расшатывает фундамент русского народного сознания, основанного на христианском мировоззрении. Если мы так будем колебаться, то, в конце концов, победу на Руси одержат индуистская, буддийская и древнеславянская традиции. Неужели через тысячу лет христианства мы снова возвращаемся к язычеству? Ссылаясь на различные «обстоятельства» мы расшатываем устои христианства и подаем дурной пример своим детям. У иудеев и мусульман почему-то не предусмотрено «жизненных обстоятельств», разрушающих традиции, а у нас сплошные обстоятельства. Приводимый в оправдание кремации довод о якобы нехватке земли несостоятелен, особенно на бескрайних просторах России, Украины или Беларуси, тем более, если посмотреть на пример такой маленькой страны, как Израиль. Там колоссальная нехватка свободных территорий, но израильтянам – и евреям, и арабам – не придет в голову мысль о сожжении усопших, так как они строго придерживаются своих религиозных воззрений. В этом государстве нет ни одного крематория! В Израиле массовые беспорядки могут произойти уже только при подозрении, что потревожили даже древние захоронения, а у нас сатанисты спокойно оскверняют христианские могилы, разбивают или вырывают из земли кресты – и виновных не найти, а живым до этого и дела нет.

Рассмотрим подробно все аргументы пропагандистов кремации. Мы слишком доверчивы к чужим словам, а между тем их основной довод о нехватке земли легко может опровергнуть любой школьник простейшими арифметическими расчетами. Так, если сразу похоронить все население Беларуси (это 9,7 млн. чел) выделив на каждого по 12 м2 (это площадка 3 на 4 м ), то потребуется 116,4 км2 территории (квадратная площадка, со стороной квадрата менее 11 км ). Площадь Бедаруси – 207 600 км2, значит, теоретическое «кладбище» займет всего 0,056% территории. Конечно, в нашей стране много лесов, полей и рек, сел и городов, жилых зданий и административных учреждений, но сложно представить, чтобы нельзя было найти 0,056% свободной территории. И это теоретическая потребность для того, чтобы похоронить «всех и сразу», а в реальности потребность куда меньше. Кроме того, после «перестройки» в государствах СНГ началось вымирание деревни и плодородные поля, выведенные из севооборота, начали зарастать лесом. Об этом беспристрастно свидетельствуют фотографии земли со спутников. А нам говорят о нехватке плодородных земель из-за кладбищ. Лживость таких тезисов совершенно очевидна. Подкрепим эти факты цифрами на примере соседней России. Так, перед строительством очередного крематория в регионах, местные СМИ начинают в один голос причитать о том, что кладбища в России занимает слишком много плодородной земли, и что государство не может позволить себе такую расточительность. Посмотрим, так ли это? По отчетам Госкомстата за 2004 год, на территории РФ - 60 тыс. 963 кладбища, которые занимают площадь 37 тыс. км2. А по данным ученых из Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН только с 1990 по 2002 год площадь заброшенных посевных земель увеличилась на 330 тыс. км2. Эти земли зарастают молодняком малоценных мягколиственных пород, не имеющих хозяйственного значения (ольха, осина, береза). Территории пахотных земель, заброшенных всего только за 12 лет «перестройки», в 9 раз больше (!) площади кладбищ, но эту проблему СМИ в упор не видят и об этом молчат. Сам собой напрашивается совет: если вам нужна объективная информация – отправляйтесь в научную библиотеку. Если же хотите получить порцию лжи или полуправды – включите телевизор или купите газету.

Вот пример таких тонких уловок, рассчитанных на неискушенного читателя. Так, газета «Вечерний Новосибирск» от 25.05.2001г., пропагандируя услуги построенного на деньги частных инвесторов крематория, пишет: «В древнееврейском тексте Библии, например, слово, которое обозначает то, во что превратится человек после смерти, звучит «афар», и в точном переводе означает «пепел», но никак - не земля». Обратимся к оригинальным текстам, и увидим, что хорошо оплаченные журналисты просто выдают желаемое за действительное! На самом деле в иврите есть два похожих слова афар (??? – пишется (справа налево) с буквы «аийн» и означает прах, земля, пыль), и эфер (??? – пишется с буквы «алеф» и означает пепел). «Ки афар ата вэаль афар ташув» – говорит Господь Адаму (Быт. 3:19), – «ибо прах ты и в прах возвратишься». «Аколь хайа мин аафар вэаколь шав аль аафар» – сказано Соломоном (Еккл. 3:20), – «все произошло из праха и все возвращается в прах». А вот фрагмент Священного писания, где эти два слова употребляются вместе: «Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт. 18:27). На древнем иврите предлоги пишутся слитно, и эти два слова звучат как «афар уэфер» – «прах и пепел». Разница очевидна! Ветхий Завет гораздо более выразителен и однозначен на языке оригинала, чем в переводе.

Примечательно, что после подобного произвольного «перевода» появилась знаменитая скульптура Микеланджело Буонарроти «Моисей» с рогами на голове. Она находится у гробницы папы Юлия II (1542 год, мрамор, высота: 235 см .) в церкви Сан Пьетро ин Винколи (Святой Петр в Веригах) в Риме. Многие историки искусства объясняют появление рогов у «Моисея» неправильным толкованием фразы в Библии (Исх. 34:29): «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним». «Керен» на иврите означает и луч (света), и рог. А вот на гравюре Гюстова Доре «Моисей со скрижалями Завета» лицо пророка, как и положено, сияет лучами, а не рогами. Вольности с языком оригинала без учета контекста могут принципиально менять смысл, чем и воспользовались «знатоки иврита» для подведения библейской базы под рекламу крематория.

К слову, в Библии есть и описание того, что получается в процессе кремации, и того, как Бог к этому относится (Ам. 2:1): «Так говорит Господь: за три преступления Моава и за четыре не пощажу его, потому что он пережег кости царя Едомского в известь», – или, на языке оригинала, – «ки омар элоким аль шлоша пшаей моав валь арбаа ло эшивну ал срифо ацмот мейлэх эдом лесид». Известь – сид (??? – или, по буквам: син, йуд, далет). Так что продуктом кремации, на языке оригинала, является не «афар», и даже не «эфер», а «сид»! Сейчас много верующих считают себя христианами, много образованных людей причисляют себя к интеллигенции, а многие ли из них читали Библию? Ведь людей, не открывавших этой книги, людей, забывающий в последнее время свой родной литературный язык, так легко ввести в заблуждение. Для затуманенных бульварным чтивом и «мыльными сериалами» умов предлагаются и вовсе фантастические версии, что де и экология сейчас плохая, и бактерии другие, и трупы, напичканные съеденными при жизни (в составе продуктов питания) консервантами не разлагаются в почве, а потому иного выхода нет, как предавать тела усопших кремации. Почему бы авторам этих строк не проверить написанное на практике, оставив покойника у себя дома на недельку? Созерцание и обоняние процесса естественного распада тела усопшего надолго отбило бы у авторов этих слов охоту к подобному сочинительству. А зачем же вводилась кремация тогда, когда консервантами не пользовались? Рассмотрим подробнее, откуда вообще взялось «огненное погребение».

«Кафедра безбожия»

 

Кремация существовала во все времена. В глубокой древности сжигание практиковалось у многих азиатских народов, как, например, в Индии, Тибете, сжигали также вавилоняне. Римляне преимущественно хоронили. В XV веке сжигание окончательно исчезло благодаря влиянию христианства. В Европе сжигание тел в крематориях появилось во второй половине XIX века, когда в 1873 профессор Бруно Брунетти разработал первую в мире кремационную печь. Она была продемонстрирована на Международной выставке в Вене, а первые крематории были построены в Италии, в Милане в 1875 году. После того вскоре были основаны многочисленные кремационные общества в Цюрихе, Лондоне и Париже. По свидетельствам современников, тела подвергали сожжению, главным образом, враги Церкви. К 1905 г . в Европе и Америке имелось уже около 90 крематориев, в которых ежегодно сжигалось 125 тысяч покойников.

Сразу после «победы Октября» все силы адовы бросились на несчастную Россию. Вводились обычаи и обряды намеренно антицерковного содержания: на первых порах революции существовали «красное крещение» – октябрины, «красное бракосочетание» – ЗАГС, «красное погребение» – кремация и… «красная пасха» – 1 мая, предложенная Луначарским в пику христианству, как весенний праздник «победы света и тепла».

Одним из важных моментов в разрушении «старого мира» явилась попытка заменить христианский обряд погребения «сжиганием трупов». В 20-е годы советская власть стала готовиться построить крематории во всех крупных городах страны. Об этом свидетельствует большое количество сохранившихся в архивах проектов «крематорной архитектуры» видных архитекторов того времени. Характерно, что данный тип зданий является составной частью так называемой «инфернальной архитектуры». Если проследить этимологию этого слова, то мы придем к латинскому « infernalis », что означает – адский (Словарь иностранных слов, М., «Русский язык», 1983).

Кремационное движение в советской архитектуре начала XX века, вслед за европейскими архитекторами, пошло по пути замещения культовых памятников: колумбарии должны были заместить кладбища, а крематории – занять место церквей. Гробница Ленина первой противостояла христианской традиции захоронения. За ней последовало «красное погребение» – кремация. В марте 1919 года Постоянной комиссией по постройке первого государственного крематория в Петрограде был объявлен технический конкурс по составлению печи для сжигания трупов. Обратите внимание на дату – в стране истощенной Первой мировой войной и революцией сжигание покойников, оказывается, являлось первоочередной задачей! Построенная в 1920 году в Петрограде на Васильевском острове кремационная печь «Металлург» является первой кремационной печью в России. Не обошлось при этом без приключений. При первом запуске печи произошел взрыв, выкинувший свод над левым регенератором и соседней камерой горения. Причины взрыва объясняются спешкой: генераторный газ, который, вследствие желания скорее запустить печь в действие, был пущен в плохо прогретую камеру, загорелся не сразу и успел образовать взрывчатую смесь с воздухом. Исправленная печь была пущена в ход 14 декабря 1920 года и проработала без перерыва до 21 февраля 1921 года, когда была остановлена по техническим причинам – «из-за отсутствия дров». Вот на какие «неотложные» нужды новая власть извела в холодном и голодном Питере последние дрова! Следует отметить, что дровишек на сжигание одного трупа требовалось немало – около 200 кг . Любопытно, что первого покойника и сожгли под покровом ночи, начав кремацию в половине первого и закончив сжигание в четвертом часу утра. Факт тоже достойный размышления….

Крематорий официально провозглашался, по словам Троцкого, «кафедрой безбожия», а кремация – антирелигиозным актом. По этой причине они первоначально устраивались в православных храмах: сначала для первого крематория в Москве предполагался недостроенный собор Александра Невского на Миуссах, но в итоге архитектор Д.П. Осипов устроил его в церкви Серафима Саровского и Анны Кашинской на кладбище Донского монастыря из-за того, что здесь уже был Антирелигиозный музей. Шатровое завершение храма было разобрано, а на его месте был возведен кубический объем, как символ нового стиля – конструктивизма, был пристроен колумбарий. Были уничтожены великолепные расписные фарфоровые иконостасы и киоты, украшавшие храм. Верхний храм использовали как ритуальный зал для прощания. В нижнем храме были поставлены немецкие кремационные печи. Этот крематорий заработал в 1927 году. Печь, в которой сжигали мертвые тела, дымилась на месте солеи, рядом с алтарем, где ранее совершалась Литургия. В отличие от современных печей, в первых крематориях не было ни форсунок дожига отходящих газов, ни сложных фильтров, а потому смрад от «кафедры безбожия» разносился на целый квартал. Первыми клиентами крематория стали проверенные товарищи – «рыцари революции». В колумбарии, размещенном в храме монастыря, на кремационных урнах можно прочесть надписи: «большевик-чекист», «член ВКП(б), стойкий большевик и чуткий товарищ», «один из старейших деятелей большевистской партии». Пламенным революционерам полагалось пламя и после смерти. Большевикам было кому подражать: классик марксизма Фридрих Энгельс приказал сжечь свое тело, а пепел развеять над морем. Есть здесь и захоронение праха архитектора Осипова, который и перестраивал этот храм под крематорий. Надо ли удивляться тому, что вскоре после этого он умер, его кремировали одним из первых, а прах захоронили в колонне храма. С началом массовых расстрелов московские кладбища и единственный крематорий едва справлялись с многократно возросшим числом убиенных. А через 45 лет в Москве был построен крупнейший в Европе крематорий на Николо-Архангельском кладбище, а спустя еще три года – на Хованском кладбище.

В «кремационном движении» совершенно ясно прослеживается покушение на христианство, попытка разрушить самые основы веры и быта народа, а вместо христианства насадить откровенно антихристианские традиции, сатанинские по своей сути. В советские годы «работа адова» велась открыто, каждый ребенок носил на груди значок с головой Ильича, объятой вечным пламенем. «Красные дьяволята» – это было вполне обычное название дружины в пионерском лагере того времени. Сегодня ту же работу пытаются завуалировать, но только слепой может не заметить этот «процесс». Интересно заметить, что исследователь этого вопроса, немецкий автор фон Хаутвиц утверждает, что богоборцы-сатанисты сжигают трупы своих умерших, символизируя этим свою приверженность к стихии вечного огня – стихии ада.

Цена и эстетика «красного погребения»

Сторонники «красного погребения» много и восторженно пишут о красоте и возвышенности обряда кремации: никаких, мол, червяков – все эстетично и гигиенично, музыка играет. Душа отлетает в небо, а тело превращается в пепел, высыпается в красивый сосуд и полагается в колумбарий. Голубь является символом души, он часто употребляется в крематорском дизайне на всяких панно и скульптурах. Слово «колумбарий» в переводе с латинского означает буквально «ниши для голубей». Может, действительно, все это красиво?

Уместно привести одно научное описание процесса кремации, которое было сделано еще в первом советском крематории в 1920 году. Это, конечно, не для слабонервных, но все-таки стоит развеять иллюзии о гуманности и эстетичности кремации. За всей этой заботой об эстетике и культуре скрывается поистине дьявольский обман. Тем, кто избрал себе или своим близким способ «красного погребения» есть повод еще раз хорошенько подумать.

«…При сжигании трупа без гроба наблюдается следующая картина. В момент ввода трупа в камеру сжигания вспыхивает одежда и волосы, после этого лопаются глаза, труп начинает шевелиться, вследствие сокращения мускулов от высокой температуры. Голова откидывается назад, руки, скрещенные на груди, раскидываются, ноги сгибаются в коленях и в бедрах, иногда наблюдается сгибание тела в пояснице, вследствие чего верхняя часть туловища приподнимается. Одновременно с этим начинается горение конечностей (мышечной ткани) и обгорание тканей лица и головы. Наблюдается кипение крови через глазные, ушные и носовые отверстия и через рот. Швы черепной коробки расходятся. В это же время обозначаются кости конечностей и грудная клетка, а голова отделяется от туловища. Почти одновременно с началом горения костяка, череп разваливается и обнаруживается мозг, горящий зеленоватым пламенем. Конечности в это время отваливаются. Наблюдается горение легких и внутренностей грудной клетки и, несколько позднее, начинается горение внутренностей брюшной полости. Костяк в это время догорает, но пепел его сохраняет частью форму костей, частью же рассыпается. Внутренности постепенно догорают, кроме мозга, легких, желудка, почек и печени, которые сгорают последними и в последовательном, как перечислено, порядке.

Весьма интересно то обстоятельство, что если в трупе имеются злокачественные опухоли, то горение их идет весьма медленно, и они догорают еще, когда весь труп совершенно сгорел. Так, при двух случаях сжигания трупов женщин, умерших от рака матки, ясно наблюдалось весьма продолжительное время горение яйцевидных опухолей в полости таза, затягивающее каждый раз процесс, против нормального, на 20 минут...». Пораженные опухолью ткани фактически не горят, или горят, но совсем другим – синим, сияющим пламенем, как будто это не тело, не органическая ткань сгорает, а что-то совсем иное. Недаром сегодня медики все чаще говорят об информационной природе раковых и других системных заболеваний.

Сама кремация длится обычно более двух часов, женские тела горят минут на 40 быстрее, чем мужские. Но обнаружен любопытный феномен – если сжигают супругов, то тела их сгорают одновременно. При этом не важно, кто был толстый, а кто тонкий – супруги сгорают минута в минуту, как две равных части одного целого. Не сказал ли Господь о супругах – «…и будут одна плоть» (Быт. 2:24)? И не повторил ли апостол Павел о них: «… и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…» (Еф. 5:31,32)? И где нашлось тому наглядное подтверждение?..

Со времен первого отечественного крематория суть дела почти не изменилось. На место дровам, коксу или мазуту пришел газ. Он нынче в цене, а требуется его немало, в среднем по нормативам, около 25–30 кубометров на одну кремацию. Для эффективного протекания этого процесса требуется принудительный поддув нагретого воздуха в камеру сжигания и строгое соблюдение температурного режима в пределах 950–1150°С. Ниже этой температуры из костей долго не выгорает вся органика, а выше – в костях начинает остекловываться фосфат кальция. При нарушении технологии кремации останки потом трудно размолоть в кремуляторе – мельнице для праха, которого получается, в зависимости от тела, примерно 1,5–3,5 кг. Перед размолом останков из них магнитом извлекают гвозди и ручки от гроба, искусственные суставы, штыри или спицы, вставленные ранее при переломах конечностей и прочие металлические «запчасти» от покойного. В самом кремуляторе, который напоминает металлический сейф, после просеивания остается немагнитная шихта алюминия, бронзы, золота, серебра. Это в Беларуси – собственность государства. Два раза в год в присутствии специальной комиссии работники минского крематория «сейф» вскрывают, извлекают сплавы и передают их в УП «Унидрагмет БГУ», центр глубокой технической переработки. В 2005 году, например, извлекли 12,5 килограмма немагнитной шихты, из которой золота и серебра было выделено и сдано государству 55 и 111 граммов соответственно.

И еще «эстетические» новшества наших соседей – россиян. В среднем каждый десятый умерший имеет золотые зубы. Перед сжиганием покойного золотые коронки выдергивают плоскогубцами. Одни родственники (приблизительно 50%) золотые зубы забирают с собой и продают ювелирам либо зубным техникам. Другие родственники зачастую по мотивам брезгливости отказываются от такого наследства. В этом случае работники крематория составляют специальный акт, в котором указывают количество золотых зубов и их вес. Раз в год скопившееся таким образом золото (набирается приблизительно около одного килограмма в крематории Санкт-Петербурга) направляют в Москву в золотохранилище на экспертизу. В золотохранилище оценивают желтый металл, и его стоимость переводят на банковский счет крематория.

Но даже если золотых зубов нет, с клещами в рот покойника все равно рано или поздно полезут. Нас пугают мнимой опасностью попадания продуктов разложения трупов в грунтовые воды, а реальное отравление окружающей среды продуктами кремации тщательно замалчивают. Так, согласно статистике, ртуть из запломбированных зубов трупов составляет до одной шестой всех выбросов паров ртути в атмосферу. В среднем «запломбированный» покойник прячет в зубах от двух до четырех граммов ртути. Средний крематорий, сжигая 3700 трупов в год (это 10 трупов в сутки), выделяет 11 килограммов ртути, находившейся в пломбах зубов (данные департамента геологии, институт Лейчестера, Великобритания). В Минске ежедневно умирает, в среднем 47 человек в день, а кремируется около 30% умерших. Ежедневно в прах превращаются 10 – 12 тел. Если бы их всех кремировали, выброс паров ртути составил бы 51,7 кг . Пары ртути переносятся на большие расстояния. В радиусе до пяти километров выпадает 6% валового выброса паров, на расстоянии до 100 километров – 60%. Один минский крематорий, по сути, ухудшает экологию всей страны. Нам мало последствий Чернобыля? Токсичность ртутных паров в 50 раз выше токсичности паров мышьяка. А в 1969 году шведские ученые открыли явление биологического метилирования ртути. Было установлено, что определенные микробы в результате жизнедеятельности превращают любые соединения ртути в еще более сильные яды - метилртуть и диметилртуть. И если рост токсичных выбросов продолжится такими же темпами, то к 2020 году крематории станут самым большим загрязнителем атмосферы ртутью. Разумеется, за ртутные фильтры придётся платить всем, а не только тем, у кого усопший был с металлическими пломбами. Если фильтры установят, конечно. На территории СНГ нет ни одного крематория с такими фильтрами, а половина (!) крематориев Швеции не отвечает стандартам экологической безопасности. По этой причине, например, правительство Швеции рассматривает законопроект об обязательном удалении амальгамовых пломб из зубов покойников перед кремацией. Несмотря на неэтичность данной меры, она поможет уменьшить выброс ртути в атмосферу. Вам это не напоминает разборку списанного агрегата на запчасти? Нужны ли еще комментарии? Так что процесс кремации – сложный, дорогой и экологически очень вредный. Но об этом общественность предпочитают не информировать.

Рассмотрим еще один аргумент пропагандистов кремации. Население пугают тем, что захоронения в землю могут стать источником заражения всяческими болезнями. При этом игнорируется тот исторический факт, что на славянских землях за время одной гражданской и двух мировых войн проводились массовые захоронения погибших – там, где придется, по условиям военного времени, без оглядки на санитарные нормы и геологическую структуру почвы. И это не вызвало ни массовых заражений населения продуктами разложения захоронений, ни эпидемий каких-либо болезней. Зато замалчиваются реальные проблемы. Так, например, скот, павший от сибирской язвы, у нас до сего дня умудряются хоронить в землю, и эти скотомогильники сохраняют свою смертельную опасность очень долго – споры сибирской язвы сохраняют свою вирулентность (болезнетворность) столетиями! В народе их именуют «гиблыми местами». Как утверждает статистика, на территории Беларуси 585 скотомогильников. Из них на территории Минской области – 84 (из которых львиная доля – 55, в Смолевическом районе).

Если обратиться к статистическим данным Российской Федерации, то в стране около 40 – 60 человек за год заболевают сибирской язвой, умирает из них 4 – 6 человек. Причина одна – скотомогильники, которых в стране более 35000. Это только официальные данные. А сколько незаконных скотомогильников? Животные, которые пасутся на территории захоронений, передают инфекцию людям при контакте. А при легочной форме болезни, получая споры с вирусом через легкие, больной погибает в считанные часы. Способствовать возникновению эпидемии могут талые воды и паводки, размывающие эти «бомбы замедленного действия», которые расположены в самых непредсказуемых местах. В Твери, к примеру, в городской черте, имеется практически свежее захоронение скота, зараженного сибирской язвой, сообщила газета «Вече Твери сегодня» от 18.01.2000. Как удалось выяснить, у городских властей были планы покрыть всю площадь могильника асфальтом, но не хватило денег. Лишь недавно его обнесли обычным бетонным забором. Зато на новый крематорий деньги, видимо, найдутся – в местных СМИ активно обсуждается вопрос: «Нужен ли Твери крематорий?», а упомянутая газета от 13.06.2007 прямо советует вкладывать прибыли в его строительство.

Почему заразный скот хоронят в землю, а незаразные тела усопших предлагают кремировать? Ответ на этот вопрос сразу многое проясняет. Себестоимость вырытой ямы гораздо ниже себестоимости кремации. Погребение скота – одни убытки, которые надо минимизировать, так как скот за себя платить не будет, и морочить ему голову всякими «сказками» смысла нет. А на погребении людей можно заработать, если обмануть их, конечно. Структура цены на погребение примерно такая, как у спиртного. Себестоимость спиртного невелика, а цену держат многочисленные акцизные сборы и налоги. В случае с ингумацией (погребением в землю) – аналогично: себестоимость вырытой ямы и вывоза мусора с прилегающей территории не идет ни в какое сравнение с назначаемой ценой за место на кладбище, которая всегда устанавливается выше услуг за кремацию. Чтобы люди оплачивали постоянно растущий в цене газ, дорогущую печку, работу «кочегаров», прибыль крематория, и при этом были признательны «благодетелям». Потому этот вид бизнеса все чаще попадает в частные руки.

За примерами далеко ходить не надо. Вот в Николаеве (Украина) сейчас ООО «Ирбиз-ритуал» красноречиво пропагандирует через СМИ необходимость строительства крематория. Однако, как только речь зашла о деньгах, красноречие частных инвесторов иссякло. Вопрос корреспондентов об инвестициях, – откуда и сколько? – гендиректор Смирнов назвал некорректным и прокомментировал его так: «Когда вы приходите в магазин, у вас ведь не спрашивают, откуда у вас деньги»… И все же им было заявлено, что «стоимость кремации не превысит стоимости участка земли» (газета «Вечерний Николаев» от 17.05 2007).

И еще пример, говорящий сам за себя. Вот мнение президента Союза похоронных организаций и крематориев России Михаила Генжака, высказанное на парламентских слушаниях по теме погребения и похоронного дела, опубликованное в газете «Лидер» от 27.10.2003. По поводу строительства крематория в Челябинске он заявил: «Я думаю, что сначала надо построить крематорий, а уже потом говорить, что кремация нужна. Нет смысла сейчас объяснять населению преимущества кремации на пальцах». Вот так! Сначала строится крематорий, а потом лживой агрессивной пропагандой и «ценником» за место на кладбище население заставят «свободно» выбрать и оплатить дорогостоящую кремацию. А павший от сибирской язвы или других заразных болезней скот по-прежнему будут без лишнего шума хоронить в землю – так дешевле. Потому-то частных инвесторов, желающих заниматься кремацией заразной падали – нет ни одного, а заработать на кремации покойников – целая очередь желающих. Когда забывают о Боге и Его Заповедях, когда во главу угла ставится нажива, то по-другому просто и быть не может – все переворачивается с ног на голову.

Святые Отцы говорили, что сатана всячески пытается представить работу Богу трудной, а свое иго – легким. Все эти многочисленные подробности – иллюстрация того, как нас пытаются заставить выбирать дорогое, технически сложное и экологически вредное надругательство над телом усопшего вместо простого, благоговейного и назидательного погребения покойника в землю. Обманом заставляют жить по духу мира сего, а не по Заповедям Божиим.

Дух мира сего

На Западе «красное погребение» организовано с размахом. Американские чудаки по-разному завещают распорядиться своим пеплом: развеять над морем, над городом, над земным шаром (запустив специальную ракету в стратосферу) и даже спрессовать в единый блок с любимым автомобилем. При всей экстравагантности и необычности подобных завещаний чувствуется, что тут мы имеем дело с уже начинающей складываться традицией – полного забвения Бога и Его Заповедей. В итальянском городе Модена регулярно проводится выставка погребального искусства « Tanexpo ». Ярмарка « Tanexpo », где «Т an » – это сокращение от Thanatos (по-гречески «смерть») – проводится раз в два года и является самой крупной в Европе презентацией для данного вида бизнеса. Среди представленных экспонатов есть небольшая видеокамера, которая стационарно крепится внутри гроба, чтобы даже опоздавшие могли бросить последний взгляд на усопшего. Или статуэтки, которые, как музыкальные автоматы, через определенные промежутки времени исполняют молитвы. Представлены пиротехнические урны, которые запускаются в воздух, как фейерверки, и там взрываются, рассеивая прах. Есть также флуоресцентные могилы, которые светятся в ночи. Среди прочего – электронная мемориальная плита для колумбария, которую можно персонализировать, оформив с помощью картин и фотографий. Есть возможность подключения этих плит к Интернету, чтобы управлять ими из дома либо по SMS .

А теперь – о последнем писке моды. В мире есть две компании, на заказ производящие высококачественные синтетические алмазы из пепла усопших, это швейцарская Algordanza и американская LifeGem . Рекламный слоган швейцарской фирмы Algordanza переводится как «Алгорданца – драгоценность из человека». Кристаллы, спрессованные из привезенного родственниками из крематория праха усопшего, после огранки называют «бриллиантами памяти». При этом швейцарские бриллианты из умерших родственников производят на основе технологий, разработанных в подмосковном городе Троицке, в «Технологическом институте сверхтвердых и новых углеродных материалов» (ФГУ «ТИСНУМ»). Российские технологии производства синтетических алмазов – драгоценных камней, по своим свойствам практически ничем не уступающих природным кристаллам, – считаются лучшими в мире. «Алгорданца» купила российские технологии. После заключения договора заказчик оплачивает 50 процентов стоимости услуги. Если размер камня колеблется в пределах от 0,4 до 1 карата, цена вопроса составляет от 3000 до 12 000 евро. В США этот бизнес существует уже три года. Теперь мода на необычные украшения докатилась до старушки Европы.

А что будет завтра? Скормить тело покойного норкам и песцам, чтобы пошить из них модные шубки? На добрую память. Почему бы телам усопших не послужить живым? Сегодня из покойника делают драгоценности, а завтра меха? Похожий опыт у человечества есть в практике зороастризма – религии стран Ближнего и Среднего Востока. Зороастристы отдают тело покойника на растерзание хищным зверям и птицам. Обычно это делается в специально отведенном месте («дакмы», или «башни молчания»). Обглоданные кости собираются и складываются в особые хранилища – оссуарии. Почему бы этим хищникам не быть ценными пушными зверями? С позиции прагматичного мира сего, не думающего ни о Боге, ни о душе – это вполне нормально.

Вот куда мы идем. Имеем глаза – и не видим, имеем уши – и не слышим. Стараемся не отстать от «передового» Запада. В настоящее время крематории работают в 10 крупных городах России, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Новокузнецк, Норильск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Владивосток, Находка и Ростов-на-Дону. Еще несколько крематориев будут построены в ближайшие годы. Есть крематории на Украине и в Беларуси. Вынашиваются планы оснащения крематориями всех городов, как больших, так и малых. Ведущие производители кремационного оборудования готовы поставлять печи любой производительности. Есть предложения по разработке и утверждению перечня заболеваний умерших, при которых кремация будет являться обязательной.

Появились и «новые технологии» в деле утилизации бренных человеческих останков. Новый метод погребения – криогенная кремация (биокомпактизация) покойников. Этот метод впервые разработан в Швеции и получил там название промессия (от слова promise – обещание – вернуть земле то, что вышло из земли), а учреждения, его практикующие, – проматориями. Технология промессии проста. Гроб с телом покойного охлаждают при –18 °С, а затем замораживают в жидком азоте при –196 °С. После такой процедуры труп становится хрупким как стекло и от сотрясения или звукового удара он рассыпается в мелкий порошок.

Для эффективного дробления замороженного трупа предложено использовать ультразвук. Полученную массу высушивают в вакууме, затем с помощью магнита удаляют из него твердые предметы – пломбы и имплантаты, находившиеся в теле усопшего. Получают около 15 – 25 кг порошка смеси минеральных солей и органических веществ, которые помещают в урну, изготовленную из картофельного или кукурузного крахмала. Через 6 – 12 месяцев после захоронения в землю такая емкость и ее содержимое превращаются в компост. Более того, родственникам предлагается посадить на могиле цветок или куст. Вместо установки креста, разумеется.

Есть лишь одна проблема – сетуют разработчики, – это человеческая ментальность: люди по религиозным или другим причинам могут не сразу принять этот новый передовой метод. В Швеции такой метод уже практикуют, интерес к нему проявляют не только в Европе, США и Канаде, но и в Азии. Страны СНГ и тут стараются не отстать – метод уже планируют вводить на Украине – в Киеве и Львове. Местные православные священнослужители и погребальные конторы выступают против этого проекта, стоимость которого составляет 1,5 миллиарда евро. Вчера спорили о том, грешно ли усопшего сжигать, сегодня спорят о том, можно ли его замораживать, дробить и сушить, а о чем будут спорить завтра?.. Думается, это еще не последний способ сатаны заставить сынов человеческих надругаться над собственной плотью.

Каноническое право

Если подойти к вопросу с канонической стороны, то надо сказать, что в Церкви далеко не всякий богослужебный чин и не всякая правовая норма установлены особым постановлением. Св. Василий Великий в 87 правиле говорит, что обычай в Церкви имеет силу закона. В другом правиле (91) Василий Великий пишет: «Из догматов и проповеданий, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но и те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. Ибо если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше сказать, обратили бы проповедь в пустое слово. Например: кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к Востоку? Благословляем же и воду крещения и елей помазания и даже самого крещаемого, по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию?» (Творения св. Василия Великого в исправленном Московской Духовной Академией переводе – СПб., 1911. –

Т. 1. – С. 831-832, сравн. 92 прав. Василия Великого). Толкуя 87 правило Василия Великого, Епископ Никодим Милаш справедливо говорит, что обычай имел в Церкви то же значение, что и закон, если только за ним было оправданное Церковью основание, и если он освящен своим долгим существованием (Правила Православной Церкви с толкованиями, Нови Сад 1895, т. 2, стр. 426). Действительно, целый ряд церковных правил ограждают ту или иную норму, как установленную древним обычаем. Таковы правила: 1 Вселенского Собора 7 и 18, 2 Вселен. Собора 2 и 7, 3 Вселен. Собора 8, Трульского 39 и 102. А вылившееся в большую ересь отрицание поклонения святым иконам, под предлогом, что оно не имеет под собой писаных законоположений и основано только на обычае, служит ярким доказательством правильности этого утверждения. В отношении погребения тел умерших христиан в земле обычай сохраняется в Церкви неизменно с первых дней ее существования, и потому к нему применимо римское правило, приводимое Зонарой, а вслед за ним епископом Никодимом при толковании 87 правила Василия Великого: «О чем не существует писаного закона, в том следует хранить нравы и обычаи» и «Древние обычаи надлежит хранить как законы». Итак, существующий у нас чин погребения освящен древним обычаем и как таковой ограждается святыми правилами, он согласен со всем духом православного учения о человеке и глубоко назидателен.

Заключение

В язычестве нет такого трепетного отношения к телу человека, как в христианстве. Потому и тела усопших воспринимается как обуза, от которой надо быстрее избавиться любыми доступными способами. Избавились – и забыли. По этой причине на кладбищах много неухоженных могил при живых и здравствующих родственниках, а в крематориях хватает невостребованных урн с прахом. В фонотеке минского крематория много духовных песнопений, но они не пользуются спросом. А в православных храмах нередки случаи, когда чин заочного погребения о новопреставленном приходят заказывать сердобольные соседи, так как живым и здравствующим родственникам, занятым мирскими делами – не до того…

Свет христианства всегда противостоял мраку языческих заблуждений. Учение Церкви о человеке содержит такое глубоко почтительное отношение к человеческому телу и плоти, на котором основано почитание святых мощей, останков родственников и вообще всех единоверцев. Издревле складывались традиции православия в отношении погребения умерших членов Церкви. Кладбища всегда почитались как места святые, потому что на них похоронены христиане, освященные благодатью и таинствами Церкви, навечно соединенные своей плотью с Телом и Кровью Господа. Если бы христианство допускало кремацию или иное какое искусственное разрушение тел усопших, то у нас не было бы мощей святых угодников Божиих. Таким образом, сторонники кремации, хотят они того или нет, примыкают по своим взглядам к иконоборцам.

Смерть – это переход к новой жизни, новому берегу, а человеческое тело – это мостик, и нам живым нужно не спешить, экономя средства или следуя моде, уничтожать эти мосты. Нельзя небрежно относиться к человеческому телу, которое при жизни было храмом Божиим, освящаемым Таинствами. Отсюда следует, что, с чисто православной точки зрения, сжигание или иное искусственное разрушение тел умерших признается чуждым и недопустимым в христианской вере нововведением. Христианские кладбища – наш весьма назидательный учитель, который постоянно напоминает живущим о суетности и кратковременности земной жизни человека, о смерти, тлении и страшном Суде Божием. И похороненные, и кремированные – все одинаково будут воздвигнуты Богом в последний день. Никакой способ погребения сам по себе не вредит спасению усопших. Но последствия способа погребения могут быть разными для нас: можно сохранить, а можно разрушить Богом установленную традицию, а за ней богопочитание и уклад всей своей жизни, на котором воспитывается подрастающее поколение. Это прекрасно было известно даже в дохристианские времена из высказываний Конфуция: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов, или, тем более, отменить их, то все перемешается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды – не будет супругов (в истинном значении этого слова) и разовьется разврат со всеми его преступлениями... уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений – дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут».

Только слепой сегодня не видит, как по мере разрушения института брака становятся непрочными семьи, начинают процветать блудное сожительство, разврат, содомские грехи и узаконенные убийства – аборты. Так и разрушение традиции захоронения ведет, в последствии, к нерадению о спасении и душ усопших родственников, и своей собственной души. Наша жизнь должна быть проповедью нашей веры. Это поможет собственных детей воспитать примерами благочестия, а язычников и безбожников задуматься о смысле жизни. Потому Церковь хранит уважение и к кладбищам, и к телам усопших, даже уже истлевшим в земле. По отношению к своей истории, своим предкам, своим кладбищам во многом судят о состоянии общества. Внешний вид кладбища и способ захоронения безмолвно учат всех нас – или святому почтению умерших и уважению к живым людям, или цинизму. И духовному Израилю – христианам – стоит поучиться у Израиля плотского бескомпромиссной позиции в вопросе способа погребения своих усопших граждан. Когда есть желание сохранить заповеданную Богом традицию – находятся возможности, когда такого желания нет – находятся ссылки «на жизненные обстоятельства», препятствующие этому. В Израиле благоговейно погребают всех своих граждан в землю в соответствии с их религиозными традициями – иудейскими, мусульманскими, христианскими. Это является укором всему языческому миру, воспринимающему тела своих усопших граждан как досадные, экологически опасные и трудноутилизируемые бытовые отходы.

От автора.

Эта статья посвящена двум круглым датам, которые связаны между собой незримой нитью. В 2007 году храму святой равноапостольной Марии Магдалины города Минска, построенному в 1847 году на Сторожовском кладбище, исполняется 160 лет. И в этом же году исполняется 80 лет с того дня, когда в 1927 году задымила труба первого московского крематория, устроенного подле престола, освященного в честь нашей небесной покровительницы. В церкви Серафима Саровского и Анны Кашинской на кладбище Донского монастыря, где был устроен крематорий, есть и ее придел. Никогда на русской земле не было крематориев – они появились у нас при безбожной советской власти. В первом антифоне степеннов четвертого гласа на Всенощном бдении поется: «Ненавидящии Сиона, посрамитеся от Господа; яко трава бо огнем, будете иссохше». От того, что у нас засохла вера, нас, как траву, и стали жечь – Господь попустил быть тому. Тех, у кого вера усохла, сжигают после смерти и сейчас, порой – по их же безумному желанию...

Нам не надо пенять на власти – надо пенять на свои грехи. Россия, как и царство Соломона, богатством изобиловало, а духовностью оскудело – потому распалось как одно, так и второе. По грехам людским Господь попустил это. Каждый народ достоин своих правителей. Сейчас, с возрождением духовной жизни на славянских землях, Господь предстательством святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины дал нам возможность подробно узнать о сущности «огненного погребения». Узнать для того, чтобы подкрепить в нас ревность к духовной жизни, а не для поиска «врагов» на стороне. Хочешь изменить мир – измени себя. В духовно здоровом обществе не приживутся никакие бездуховные традиции. А святым женам-мироносицам как раз и принято молиться о том, чтобы они указали нам путь к праведной жизни посреди житейских искушений, бед и напастей. Святая мироносица равноапостольная Мария Магдалина, моли Бога о нас!

Автор выражает признательность протоиерею Виталию (Шумилову) – настоятелю Смоленской церкви г. Дубны (Россия), Василию Лопатину и Игорю Савичу (Беларусь), кандидату химических наук Илье Шкробу (Израиль), а так же священству и прихожанам храма святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины города Минска за неоценимую помощь в написании и издании этой работы.

Владимир Долгопалец,

преподаватель Закона Божия,

кандидат химических наук.

г. Минск

2007г.

 

 

 

 

 

html counter
Сайт создан в системе uCoz